Мы называем средствами Мы называем средствами художественной выразительности
Читай… с чувством, с толком, с расстановкой Читай… с чувством, с толком, с расстановкой Знание текста. Понимание смысла. Темп, интонация, паузы. Выделение тропов при чтении. Работа воображения (мы представляем картину…). Передача настроения.
Чародейкою Зимою Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижно, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Используйте подсказки: Эпитет с определяемым словом. Порядок слов – обратный. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь. «Ц е п ь ю п у х о в о й…»
Скрытое сравнение Скрытое сравнение Основа – переносное значение слова Уподобление по сходству
Красною кистью Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. М.Цветаева
Символ любви к жизни Символ любви к жизни
существительное: существительное: утро года в багрец и золото одетые леса прилагательное золотые руки золотое сердце глагол блистать эрудицией рябина зажглась
Подчеркивает самый существенный признак Подчеркивает самый существенный признак Создает индивидуальный образ Производит эмоциональный эффект Требует духовного усилия, воображения, работы ума
Зимний день Зимний день Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. … иней опушил … березку, словно … . Впереди Новый год – праздник … .
Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
www. Ru.wikipedia.org www. Ru.wikipedia.org http:// russlovesnost. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm