Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия № 44 г. Иркутска
Цель урока: Анализ фрагмента стихотворения Н.А.Некрасова « Зелёный шум»; Анализ образного строя и выразительных средств; Развитие интереса у учащихся к художественному слову на уроке русского языка на основе стихотворения «Зелёный шум».
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября ( 10 декабря) 1821 года, в Немирове.
Идет –гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Играючи,расходится Ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако,- все зелено, И воздух, и вода! Идет- гудет Зеленый Шум, весенний шум! Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят…
Задание 1. Какие зрительные и звуковые картины вызывают у вас название стихотворения?
Задание 2.Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова , которая тоже называется « Зеленый шум». Обратите внимание, как много движения в пейзаже, радости жизни.
Задание 3.Какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом.
Словарно- грамматические упражнения Разберите по составу слово тихохонько. Определите значение слова. Выделите корень в словах верховой, играючи. Обратите внимание, что играючи – наречие, употребленное в разговорной речи ( значение слова – « без усилий, как будто шутя»).
Задание 4.Прослушайте текст стихотворения ( текст читается учителем).
Задание 5.Прочитайте текст стихотворения ( про себя).
Задание 6. Какое основное настроение возникает после прочтения текста?
Задание 7. Как можно охарактеризовать текст по его звучанию: грустный, веселый, торжественный , печальный, радостный, светлый и т.д.?
Словарно- грамматические упражненияНайдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев? ( гудят, шумят, лепечут). Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра? ( расходятся, качнет, подымет). Скажите, какой это ветер? ( верховой , т.е. летящий вверху, в вершинах деревьев).
Задание 8.Скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором слов « шум», « шумит», « зеленый», « весенний» и « новый» в тексте?
Задание 9.О чем рассказывает автор в стихотворении: о человеке, о времени года, об окружающем мире, о каком-то событии?
Задание 10.Какие деревья описывает автор в стихотворении? Какое из них считается « русским» деревом? Расскажите о вашем любимом дереве, почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым?
Задание 11.Что вы можете сказать о некрасовском образе сосны? Прочитайте слова из текста, описывающие это дерево. ( « Пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса»).
Задание 12.Найдите в тексте слова, создающие цветовую гамму при описании пейзажа ( Цветочная пыль, как облако,- все зелено; как молоком облитые…; липа бледнолистая..) Как вы понимаете сравнение « как молоком облитые»?
Задание 13. Ребята, о чем написано в стихотворении? Какова его тема или темы? ( тема весны, тема новой жизни, пробуждение земли…).
Ролевая игра.Если бы вы были поэтом, как бы вы изобразили весенний пейзаж? Какие бы «краски» использовали, какие деревья, цветы, травы описали?
Задание 14.Скажите, как можно охарактеризовать пейзаж стихотворения « Зеленый Шум»: спокойный, бурный, унылый, фантастический пейзаж?
Задание 15. Как вы считаете, почему слово « Шум» написано с большой буквы? ( Некрасов обращается к народной песне, следуя которой, олицетворяет это явление и потому пишет слово с большой буквы.)
Игра воображения. Расскажите, как вы понимаете образ « Зеленый Шум», кто это или что это? С каким « зимним» фольклорным и литературным образом вы знакомы? Сравните эти образы, опишите их.
Итоги урока:Какие выразительные средства используются в поэтической речи? Какие любимые образы замечательного русского поэта Н.А.Некрасова мы узнали сегодня на уроке ? МОЛОДЦЫ!