Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект») Урок литературы 10 класс
Цели урока составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику.
Художник Пискарев и поручик Пирогов на Невском проспекте Художник Д. Кардовский. 1904
Род занятий героев повести художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.
Портреты героев повести «Невский проспект» «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства» «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»
Характеристика героев (сцена преследования)«он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали» «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»
Поразмышляем!Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах? Пискарев у незнакомки Пирогов и блондинка
Финал преследования Пискарева «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
Финал преследования Пирогова«…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»
ВыводПискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.
Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева? Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют Пискареву реальность.
Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904 «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»
Что мы узнаем о характере героя из снов?Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.
Конец художника Пискарева. Художник Д. Кардовский. 1904
Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова?Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.
Язык и стиль повествования о герояхЯзык повествования лирический, передающий душевное состояние героя стиль возвышенный Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ стиль разговорный
Выводы Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях.
Используемые Интернет-ресурсы http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=26&dtls_books=1&title=991&submenu=5 http://www.openclass.ru/node/203002