МО «Выборгский район» Ленинградской области Изобразительно- выразительные средства языка Сравнение урок литературы, 5 класс Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? изображают рисуют словами картины жизни отличают один предмет от другого передают отношение, чувства автора
Тропы Какие тропы вы знаете?
На свете всё На всё Похоже: Змея На ремешок Из кожи; Луна – На круглый глаз Огромный; Журавль - На тощий Кран подъемный; Кот полосатый – На пижаму. Я – На тебя, А ты – На маму.
Какие вы внимательные? Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений Облако похоже на клочок ваты. Паркет - на след самосвала. Электрическая лампочка - на грушу
Закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой Она умеет превращаться Смотри! Полосатая кошка На тумбе сидит, как _________! Но спрыгнет – и ходит, как _______. Рассердится – прямо _______ Свернется – покажется _______, Растянется – выглядит _______… Похожа на всех понемножку. А изредка – даже на … _______! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самоё.
Сверьтесь с оригиналом стихотворенияОна умеет превращаться Смотри! Полосатая кошка На тумбе сидит, как матрешка! Но спрыгнет – и ходит, как щука. Рассердится – прямо гадюка! Свернется – покажется шапкой, Растянется – выглядит тряпкой… Похожа на всех понемножку. А изредка – даже на … кошку! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самоё.
Что такое сравнение? Ваше мнение?Способ характеристики – описания предмета Когда одно похоже на другое Слова, соединенные союзами: как, точно, будто
Сравнение - это сопоставление двух предметов по сходству
Как использовать как будто словно точно что сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления правильный выбор, точность, емкость, образность
Роль сравненийавторская оценка предмета или явления рисует внешний облик героя передает настроение, переживание героя
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольХорошая девочка Лида На улице Южной живет. Ее золотые косицы Затянуты будто жгуты. По платью, по синему ситцу Как в поле мелькают цветы. Я. Смеляков
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольОн был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето. Дж. Р.Р. Толкин
Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольЛес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной, Стоит над светлою поляной И. Бунин
Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома – леса, в который очень хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольПовалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору, Под смолистый под корень подрубленная. М. Лермонтов
С помощью сравнения передано сочувствие герою
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольИ погас он, словно свеченька, Восковая, предиконная. Н. Некрасов
Умер кормилец; боль, печаль, безутешное горе переданы с помощью сравнения
Выделите сравнения и определите их изобразительную рольВам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… М. Лермонтов
С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчеркнута быстрота смены событий
Игра «Соревнование с поэтом»За окном ветерок веселится: То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно ____________________.
Сверьтесь с оригиналом стихотворения Владимира ОрловаЗа окном ветерок веселится: То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно желтые мышки от кошки. Какое настроение это стихотворение передает нам?
Подведем итоги - как увидеть сравнение в тексте? - Какова их роль в художественном тексте? - Какие интересные сравнения вам запомнились на уроке?
Домашнее заданиеПеречитайте «Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина Выпишите сравнения и объясните их роль в тексте Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес Подберите к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов
Список использованной литературыШкольный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов http://effor.ru http://ykontarte.ru/publc24216182