ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ«ПОРТФОЛИО»Секция ИСТОРИЯСказки - мой первый учебник историиЖижайкина Анастасияученица 7 классаМОУ «Средняя образовательная школа № 1» г. Шумерля Чувашской РеспубликиРуководитель проекта:Алексеева Галина Николаевна учитель историиМОУ «СОШ № 1» г. Шумерляг.Шумерля 2008
Сказки – мой первый учебник истории
Россия на рубеже XYIII-XIX в.в. Россия феодальная крепостническая страна А.С. Пушкин(1799-1837)
Цель: Показать учащимся, что сказки это источник исторических знаний Задачи:детально изучить сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»;определить социальный состав общества XYIII века и государственное устройство страны, тип хозяйства, быт и культуру;составить словарь терминов, вышедших из употребления;
Герои сказки и их нравы старуха Золотая рыбка старик
Быт и хозяйство
Основные сословия в России
Словарь терминов Светелка – чистая, светлая комната.Столбовая дворянка – столбовыми дворянами назывались дворяне древних родов. Дворянский род записывался в родословных книгах столбцами, т.к. писались на длинных полосах бумаги.Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.Парчовая кичка – женский народно-головной убор из шёлковой ткани, затканной золотом или серебром.За чупрун – за чуб (за волосы).Пряники печатные – пряники с оттиснутыми выпуклыми рисунками.Старче – обращение к старому человеку.Белена – ядовитая траваМолвить – говориНа конюшне служить – на конюшне работать.Царедворцы – слуги при царе.
Выводы: Работа со сказками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдалённой исторической эпохи. Работа с текстом способствует формированию у детей элементарных навыков исследовательской работы.Учит не только выявлять знания, но и оценивать их. Работа учит определять время, эпоху, события, лица.Чувашские, арабские, русские и сказки других народов – источник исторических знаний, (политическое развитие, экономическое состояние страны и социальное положение общества).