«Преступление и наказание». Бунт Раскольникова причины преступления Раскольникова. значение мира «униженных и оскорбленных»источники теории Раскольникова и ее суть, План урока:1. Семья Мармеладовых.2. Место в структуре романа.3. «Идеи, которые носятся в воздухе».4. Теория Раскольникова.5. Преступление Раскольникова.
Семья Мармеладовых Рукопись романа «Преступление и наказание». Рисунки на полях: Соня и Порфирий Петрович.
Семья Мармеладовых История семьиВысказывания МармеладоваРеакция РаскольниковаРеакция окружающих
Мармеладов (история семьи в исповеди) Перечисление пропитогоРассказ о Катерине ИвановнеРассказ о доме, семьеИстория СониПопытка возрожденияОкончательное падениеКомната Мармеладовых
Интересные фразы и контекст «Понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?»«Милостивый государь, ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели»Работы Льюиса в области генетики развития, выполнены на одном из классических модельных организмов генетики Drosophila, положили основание современному пониманию универсальных эволюционно-закреплённых правил, контролирующих развитие животного.Кир II Великий (др.-перс. Куруш) — персидский царь, правил в 559 — 530 годах до н. э., из династии Ахеменидов.
Место в структуре романа Мир «униженных и людей, которым «некуда пойти»:история семьи Мармеладоваслучай с девочкойсудьба женщиныпоющие на улицеписьмо Убеждают героя о том, что в этом мире нельзя заработать на жизнь честным путем, что люди так или иначе преступают (16) законы.
Письмо матери Чем я могла с моими 125 рублями в год пенсиона помочь тебе?ГРУБОСТИ от господ СвидригайловыхПоказывала и читала вслух письмо Дунечкино…( что, мне кажется, уже и лишнее)К Дуне посватался женихПоложил взять девушку честную, но без приданого
«Идеи, которые носятся в воздухе» По словам Ф.М. Достоевского, в основе поступков его героя лежат «странные «недоконченные» идеи, которые носятся в воздухе:«Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, которому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается...». Ф.М. Достоевский мог также иметь в виду и революционно-демократические идеи, популярные в русском обществе в 1860-е годы.Вероятно, именно эти, «недоконченные» идеи легли в основу теории Раскольникова.
Титулы: генерал французской революционной армии, Первый консул Французской республики (с 1799), император Франции (18 мая 1804 — 11 апреля 1814, 12 марта 1815 — 22 июня 1815), король Италии (с 1805), протектор Рейнского союза (с 1806)
Теория Раскольникова Согласно теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда: ……………………………………………………………… . Последние, утверждает Раскольников, имеют право ……………………….. во имя спасительной идеи человечества. В своих рассуждениях герой опирается на историю цивилизации: ……………………………………………………… .«разрешить своей совести… перешагнуть через иные препятствия»
Теория Раскольникова люди делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Последние, утверждает Раскольников, имеют право «разрешить своей совести… перешагнуть через иные препятствия» во имя спасительной идеи человечества«законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний <…> и, уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь <…> могла им помочь».
Преступление Раскольникова Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор ….. и ….. . …… убежденно говорит том, что если найдется человек, который………….., то он сделает ……. и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в ……. , можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, … , … , … , … , … старушонка, никому не … и, напротив, всем … <…> С другой стороны, … , … силы, … даром без … <…> не загладится ли одно, … преступленьице тысячами … дел?». Раскольников удивляется тому, насколько мысли … совпадают с … , и через некоторое время …….. «общую мечту».
Преступление Раскольникова Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор студента и офицера. Студент убежденно говорит том, что если найдется человек, который убьет и ограбит старушку-процентщицу, то он сделает доброе дело и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в монастырь, можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная <…> С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки <…> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?». Раскольников удивляется тому, насколько мысли студента совпадают с его собственными, и через некоторое время осуществляет «общую мечту».
сделает доброе дело и будет оправдан «по совести»можно сделать тысячу добрых делне загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?».
Домашнее задание (есть везде) Перечитать эпизоды о Свидригайлове: Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова) Ответить на следующие вопросы: Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Можно ли назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?