PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Представители символизма в литературе
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Представители символизма в литературе


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Представители символизма в литературе


Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства ин
Описание слайда:

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский, в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он называл «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог. Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, содержащим в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский, в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он называл «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

№ слайда 3 С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д
Описание слайда:

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.И.Мережковский и В.Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную форму. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.И.Мережковский и В.Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную форму. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий. Представители старших символистов: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.

№ слайда 4 В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младшие символисты»
Описание слайда:

В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младшие символисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В. Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни.Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению «младших символистов», имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младшие символисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В. Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни.Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению «младших символистов», имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.Почувствовать, нащупать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург, посвященный. Язык этой новой поэзии – язык символов. Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине». Представители младших символистов: В. Иванов, А.Белый, А. Блок, В. Соловьев.

№ слайда 5 Блок Александр Александрович (1880 – 1921). Начинал в духе символизма. Лирика Бл
Описание слайда:

Блок Александр Александрович (1880 – 1921). Начинал в духе символизма. Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций, осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека пришел к идее неизбежности «возмездия». Блок создал центральную всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков толкования. Блок Александр Александрович (1880 – 1921). Начинал в духе символизма. Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций, осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека пришел к идее неизбежности «возмездия». Блок создал центральную всеобъемлющую систему символов. В её основе лежит простой мотив: рыцарь стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков толкования.

№ слайда 6 Белый Андрей, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев (1880–1934). Принадлежал к п
Описание слайда:

Белый Андрей, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев (1880–1934). Принадлежал к поколению «младших символистов». Революция 1905 -1907 вызвала у Белого интерес к общественным проблемам. В его произведениях сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на бюрократический Петербург; однако революционное движение рисуется в искажённом свете. В прозе Белый остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы. Белый Андрей, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев (1880–1934). Принадлежал к поколению «младших символистов». Революция 1905 -1907 вызвала у Белого интерес к общественным проблемам. В его произведениях сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на бюрократический Петербург; однако революционное движение рисуется в искажённом свете. В прозе Белый остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы.

№ слайда 7 Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949). Представитель и теоретик символизма. Поэзи
Описание слайда:

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949). Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья. С 1905 Иванов становится признанным мэтром и теоретиком символизма. Поэзию Иванова часто называют «ученой», «филологической», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры — главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и сюжеты Древней Греции и Рима. В целом ивановскую поэтику отличает зашифрованность, стилизованная архаика, торжественная тяжеловесность слога; он нередко образовывал новые сложносоставные слова. Упругость и плотность стиха, пристрастие к скоплению согласных и односложным словам, эмблематичность , использование редких, экзотических форм и размеров создают стилевое своеобразие его поэзии. Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949). Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья. С 1905 Иванов становится признанным мэтром и теоретиком символизма. Поэзию Иванова часто называют «ученой», «филологической», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры — главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и сюжеты Древней Греции и Рима. В целом ивановскую поэтику отличает зашифрованность, стилизованная архаика, торжественная тяжеловесность слога; он нередко образовывал новые сложносоставные слова. Упругость и плотность стиха, пристрастие к скоплению согласных и односложным словам, эмблематичность , использование редких, экзотических форм и размеров создают стилевое своеобразие его поэзии.

№ слайда 8 Владимир Сергеевич (1853-1900).     Стихи отличаются тоном напряжённой
Описание слайда:

Владимир Сергеевич (1853-1900).     Стихи отличаются тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой,специфически символической образности. Личный облик Соловьёва — житейская беспомощность, скитальчество, подвижничество, делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева. Владимир Сергеевич (1853-1900).     Стихи отличаются тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой,специфически символической образности. Личный облик Соловьёва — житейская беспомощность, скитальчество, подвижничество, делали его в глазах символистской художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева.

№ слайда 9 Сологуб Федор, настоящие фамилия и имя Тетерников Федор Кузьмич (1863 – 1927). П
Описание слайда:

Сологуб Федор, настоящие фамилия и имя Тетерников Федор Кузьмич (1863 – 1927). Принадлежал к символистам старшего поколения, испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского декаданса. Во многих произведениях он воплощал всё пошлое и подлое, что виделось ему в современной жизни. Элементы реалистического гротеска сочетаются с причудливой мистикой, фантастикой, эротикой. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. М.Горький считал его талантливейшим выразителем пессимистического миросозерцания и подчёркивал неприемлемость для себя основных его идей. Сологуб Федор, настоящие фамилия и имя Тетерников Федор Кузьмич (1863 – 1927). Принадлежал к символистам старшего поколения, испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского декаданса. Во многих произведениях он воплощал всё пошлое и подлое, что виделось ему в современной жизни. Элементы реалистического гротеска сочетаются с причудливой мистикой, фантастикой, эротикой. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности в лирике Сологуба. М.Горький считал его талантливейшим выразителем пессимистического миросозерцания и подчёркивал неприемлемость для себя основных его идей.

№ слайда 10 Бальмонт Константин (1867 — 1942). Первые произведения содержали мотивы гражданс
Описание слайда:

Бальмонт Константин (1867 — 1942). Первые произведения содержали мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступил как один из ранних представителей русского символизма. Для поэзии Бальмонта характерны черты декадентства (нереалистичные), мотивы исступлённого, восторженного восприятия природы, самоутверждения сильной личности. Стих Бальмонта отличается гибкостью, богатством аллитераций, музыкальностью, хотя не лишён порой некоторой вычурности, экзотичности. Бальмонт Константин (1867 — 1942). Первые произведения содержали мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступил как один из ранних представителей русского символизма. Для поэзии Бальмонта характерны черты декадентства (нереалистичные), мотивы исступлённого, восторженного восприятия природы, самоутверждения сильной личности. Стих Бальмонта отличается гибкостью, богатством аллитераций, музыкальностью, хотя не лишён порой некоторой вычурности, экзотичности.

№ слайда 11 Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924). Основоположник русского символизма. Брюсов
Описание слайда:

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924). Основоположник русского символизма. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924). Основоположник русского символизма. Книги стихов 1900 – 1909 — определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.

№ слайда 12 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945). Идеолог символизма. Все произведения З.Г
Описание слайда:

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945). Идеолог символизма. Все произведения З.Гиппиус объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», по всему «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному». Большинство книг вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики — за невиданность, претенциозность, противоестественность героев Гиппиус. Она формулирует свою метафизику любви и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для того, чтобы выразить и «отдать всю душу». Такая любовь предполагает решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него — если это способствует росту души, самовыявлению личности. Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945). Идеолог символизма. Все произведения З.Гиппиус объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», по всему «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному». Большинство книг вызвали ожесточенное неприятие либеральной и народнической критики — за невиданность, претенциозность, противоестественность героев Гиппиус. Она формулирует свою метафизику любви и страдания: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для того, чтобы выразить и «отдать всю душу». Такая любовь предполагает решимость причинить страдание другому, а не уберечь от него — если это способствует росту души, самовыявлению личности.

№ слайда 13 Досталась мне странная доля, Досталась мне странная доля, Но я на нее не ропщу.
Описание слайда:

Досталась мне странная доля, Досталась мне странная доля, Но я на нее не ропщу. В просторе холодного поля Чего-нибудь съесть поищу. Из тинистой, вязкой канавы Напьюсь тепловатой воды. Понюхаю тонкие травы, Где старые чахнут следы. Заслышу ли топот лошадки На гулком вечернем шоссе, В испуге бегу без оглядки И прячусь в пахучем овсе. Но знаю я, будет мне праздник, Душа моя в рай возлетит, Когда подгулявший проказник Мне камнем в висок угодит. Взметнусь я, и взвою, и охну, На камни свалюся, и там, Помучившись мало, издохну И богу я дух мой отдам.

№ слайда 14 На разных языках На разных языках Мы говорим на разных языках. Я свет весны, а т
Описание слайда:

На разных языках На разных языках Мы говорим на разных языках. Я свет весны, а ты усталый холод. Я златоцвет, который вечно молод, А ты песок на мертвых берегах. Прекрасна даль вскипающего моря, Его простор играющий широк. Но берег мертв. Измыт волной песок. Свистит, хрустит, с гремучей влагой споря. А я живу. Как в сказочных веках, Воздушный сал исполнен аромата. Поет пчела. Моя душа богата. Мы говорим на разных языках.

№ слайда 15 ГОРОД ГОРОД Выпали желтые пятна. Охнуло, точно в бреду: Загрохотало невнятно: Пр
Описание слайда:

ГОРОД ГОРОД Выпали желтые пятна. Охнуло, точно в бреду: Загрохотало невнятно: Пригород—город... Иду. Лето... Бензинные всхлипы. Где-то трамвай тарахтит. Площади, пыльные липы, — Пыли пылающих плит, — Рыщут: не люди, но звери; Дом, точно каменный ком,— Смотрится трещиной двери И чернодырым окном.

№ слайда 16 Искусство — ноша на плечах, Зато, как мы, поэты, ценим Жизнь в мимолетных мелоча
Описание слайда:

Искусство — ноша на плечах, Зато, как мы, поэты, ценим Жизнь в мимолетных мелочах! Как радостно предаться лени, Почувствовать, как в жилах кровь Переливается певуче, Бросающую в жар любовь Поймать за тучкою летучей, И грезить, будто жизнь сама Встает во всем шампанском блеске, В мурлыкающем нежно треске Мигающего cinema! А через год—в чужой стране: Усталость, город неизвестный, Толпа, — и вновь на полотне Черты француженки прелестной!..

№ слайда 17 Творчество Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопаст
Описание слайда:

Творчество Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

№ слайда 18 О вере Великий грех желать возврата Неясной веры детских дней. Нам не страшна ее
Описание слайда:

О вере Великий грех желать возврата Неясной веры детских дней. Нам не страшна ее утрата, Не жаль пройденных ступеней. Мечтать ли нам о повтореньях? Иной мы жаждем высоты. Для нас – в слияньях и сплетеньях Есть откровенья простоты. Отдайся новым созерцаньям, О том, что было,– не грусти, И к вере истинной – со знаньем – Ищи бесстрашного пути.

№ слайда 19 Когда б лучами, не речами Мы говорили; вещих дум Наитье звездными очами С небес
Описание слайда:

Когда б лучами, не речами Мы говорили; вещих дум Наитье звездными очами С небес в неумствующий ум Гляделось, а печаль, уныла, Осенним ветром в поле выла, И пела в нас любви тоска Благоуханием цветка,— Тогда бы твой язык немотный Уразумели мы, дыша Одною жизнию дремотной, О мира пленная душа!

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru