Петербург Гоголя - это не только страна его фантазии, но и пространство реального исторического Петербурга, который существовал при Гоголе, и до сих пор - в своих каменных свидетельствах - продолжает существовать. Петербург Гоголя - это не только страна его фантазии, но и пространство реального исторического Петербурга, который существовал при Гоголе, и до сих пор - в своих каменных свидетельствах - продолжает существовать.
«Нет ничего лучше Невского проспекта, — восклицал Гоголь в одноименной повести, — по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!» «Нет ничего лучше Невского проспекта, — восклицал Гоголь в одноименной повести, — по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!» Но внешняя парадность Невского не могла скрыть нищету, пошлость, продажность, трагическую безысходность маленьких людей, попавших в водоворот меркантильного города.
Почти все герои петербургских повестей жили в той части города и в тех же домах, где некогда обитал Гоголь — бедный департаментский чиновник. Это был район Сенного рынка, Гороховой и Мещанских улиц, Столярного переулка и Вознесенского проспекта. Здесь жили мелкие ремесленники, канцелярские чиновники, чьим уделом являлось беспросветное прозябание, холод и голод. Почти все герои петербургских повестей жили в той части города и в тех же домах, где некогда обитал Гоголь — бедный департаментский чиновник. Это был район Сенного рынка, Гороховой и Мещанских улиц, Столярного переулка и Вознесенского проспекта. Здесь жили мелкие ремесленники, канцелярские чиновники, чьим уделом являлось беспросветное прозябание, холод и голод.
Писатель заставил читателей посмотреть. новыми глазами на Петербург, кажущийся благополучным Гоголевский Петербург предстает в неожиданном ракурсе – недобрым, порочным, надменным, безучастным к судьбам маленьких людей. Писатель заставил читателей посмотреть. новыми глазами на Петербург, кажущийся благополучным Гоголевский Петербург предстает в неожиданном ракурсе – недобрым, порочным, надменным, безучастным к судьбам маленьких людей.
Краски города-призрака у Гоголя по преимуществу серы и однотонны. Тусклые пейзажи Петербурга не могли радовать Гоголя, привыкшего к разнообразию малороссийской палитры: «Ни одной полосы света; ни в одном месте нигде не разрывалось серое крыша готова была потеряться покрывало. Тускло мелькала вывеска над вывеской, ещё тусклее над ними балкон, в дождевом тумане…» Краски города-призрака у Гоголя по преимуществу серы и однотонны. Тусклые пейзажи Петербурга не могли радовать Гоголя, привыкшего к разнообразию малороссийской палитры: «Ни одной полосы света; ни в одном месте нигде не разрывалось серое крыша готова была потеряться покрывало. Тускло мелькала вывеска над вывеской, ещё тусклее над ними балкон, в дождевом тумане…»
Фантастический Петербург Гоголя совершенно необычен. Еще во время рождения города о нем говорили как о дьявольском замысле царя – Антихриста. Фантастический Петербург Гоголя совершенно необычен. Еще во время рождения города о нем говорили как о дьявольском замысле царя – Антихриста.
По убеждению Гоголя, современная жизнь настолько заблудилась на своих путях и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность и всякая странность и аномалия — как норма. Вот почему Гоголь не считал нужным придерживаться канонов правдоподобия , изображая Петербург. По убеждению Гоголя, современная жизнь настолько заблудилась на своих путях и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность и всякая странность и аномалия — как норма. Вот почему Гоголь не считал нужным придерживаться канонов правдоподобия , изображая Петербург.
Реальность, если в нее повнимательнее всмотреться, сплошь и рядом невероятна, она, по мысли Гоголя, полна фантастики. Реальность, если в нее повнимательнее всмотреться, сплошь и рядом невероятна, она, по мысли Гоголя, полна фантастики.