О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин
ПЕЙЗАЖИ ПЕЙЗАЖИ ИНТЕРЬЕРЫ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников? Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников? Анализ эпизодов “Первый день Раскольникова в Петербурге” ч.1, гл. 1,2 “Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми” ч.1, гл. 1 “Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние” ч.2, гл. 2 “Шарманщик и толпа женщин у распивочной” ч.2, гл. 6 “Смерть Катерины Ивановны” ч.5, гл.5 Меняется ли Петербург в зависимости от времени суток? Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6
Во всех почти романах Достоевского уже с первых страниц вводится одна из важнейших тем – тема Петербурга. Во всех почти романах Достоевского уже с первых страниц вводится одна из важнейших тем – тема Петербурга. Город становится настоящим действующим лицом романа, действие произведения разворачивается именно на улицах потому, что Достоевский по-своему осмыслил место этого города в русской истории.
Почему автор заставляет своего героя очнуться именно здесь, на Николаевском мосту? Почему автор заставляет своего героя очнуться именно здесь, на Николаевском мосту?
Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они производят на вас и почему? Анализ эпизодов “Катерина Ивановна с детьми на улицах” ч.5, гл.5 “Смерть Мармеладова” ч.2, гл.7 “Встреча с пьяной девочкой на бульваре” ч.1, гл.4
Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения? Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения? Анализ эпизодов “Описание каморки Раскольникова” ч.1, гл. 1,3 “Описание комнаты Сони” ч.5, гл.4 “Описание комнаты Мармеладовых” ч.1, гл.3 “Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова” ч.1, гл.2
Жилища героев Достоевского не имеют Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования – они лишь одна из функций сознания героев. Каморка Раскольникова; Квартира старухи – процентщицы; Проходная комната Мармеладовых; Комната Сони.
«Это была «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со свои- ми желтенькими, пыльны- ми обоями, и до того низ- кая, что чуть-чуть высоко- му человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что стукнешься головой о потолок.»
Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров? Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?
«Небольшая комната… с желтыми обоями.. «Небольшая комната… с желтыми обоями.. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева… Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»
Лестницы, пороги. Лестницы, пороги. Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризна- ния Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю комнату, беседуют Раскольников и Соня… Лестница – символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла. Порог – некая точка, где совершается перелом судь- бы, где принимаются решения, преступают запре- ты, обновляются или гибнут.
«И тогда, стало быть, так же будет солнце све- «И тогда, стало быть, так же будет солнце све- тить?» «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу преж- де всего надо быть солнцем». В эпилоге Раскольников, возродившийся духовно, слышит песню в «облитой солнцем необозримой степи…»
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние. Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность