«Отечество нам Царское село…»Лирика дружбы.
Царское село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворцаС. Госсе, по оригиналу А. А. Тона. 1824 год
«Какова роль Лицея в формировании личности Пушкина?»
Лицей подарил Пушкину красоту мира.
За долгие шесть лет Лицей сумел многое дать своим воспитанникам:Разностороннее университетское образование.Патриотические и гражданские воспитание (девиз Лицея: «Для пользы общей»).Дом и лицейскую семью.Радостные годы учебы и творчества.Светлое, жизнелюбивое мироощущение.Внутреннюю свободу и свободолюбие.
В Лицее Пушкин стал поэтом.
Лирика дружбы. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина — «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый союз вольности, радости, освобождения от тягот учения, от «холодных мудрецов». Ему весело, энергия брызжет из него, он шутит и над собой, и над друзьями: Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой лежишь, Латынью усыпленный. Писатель, за свои грехи Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее!
«19 октября», написанное в Михайловском в 1825 году.Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле,Проглянет день как будто поневолеИ скроется за край окружных гор.Пылай, камин, в моей пустынной келье;А ты, вино, осенней стужи друг,Пролей мне в грудь отрадное похмелье,Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,С кем долгую запил бы я разлуку,Кому бы мог пожать от сердца рукуИ пожелать веселых много лет.Я пью один; вотще воображеньеВокруг меня товарищей зовет;Знакомое не слышно приближенье,И милого душа моя не ждет.
Стихотворение начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски. Я пью один, и на брегах НевыМеня друзья сегодня именуют...Но многие ль и там из вас пируют?Еще кого не досчитались вы?Кто изменил пленительной привычке?Кого от вас увлек холодный свет?Чей глас умолк на братской перекличке?Кто не пришел? Кого меж вами нет? Он не пришел кудрявый наш певец С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:Под миртами Италии прекраснойОн тихо спит, и дружеский резецНе начертал над русскою могилойСлов несколько на языке родном,Чтоб некогда нашел привет унылыйСын севера, бродя в краю чужом. Корсаков Николай Александрович
Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойныйИ вечный лед полунощных морей?Счастливый путь!.. С лицейского порогаТы на корабль перешагнул шутя,И с той поры в морях твоя дорога,О волн и бурь любимое дитя! Ты сохранил в блуждающей судьбеПрекрасных лет первоначальны нравы:Лицейский шум, лицейские забавыСредь бурных волн мечталися тебе;Ты простирал из-за моря нам руку,Ты нас одних в младой душе носилИ повторял: «На долгую разлукуНас тайный рок, быть может, осудил!»
Но постепенно стихотворение наполняется радостью, одушевлением. Что же преобразило поэта? Друзья мои, прекрасен наш союз!Он как душа неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспеченСрастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село. Из края в край преследуем грозой,Запутанный в сетях судьбы суровой,Я с трепетом на лоно дружбы новой,Устав, приник ласкающей главой...С мольбой моей печальной и мятежной,С доверчивой надеждой первых лет,Друзьям иным душой предался нежной;Но горек был небратский их привет.
Воспоминания о друзьях спасают от одиночества. Дружба здесь предстает как защита от «сетей судьбы суровой». И ныне здесь, в забытой сей глуши,В обители пустынных вьюг и хлада,Мне сладкая готовилась отрада:Троих из вас, друзей моей души,Здесь обнял я. Поэта дом опальный,О Пущин мой, ты первый посетил;Ты усладил изгнанья день печальный,Ты в день его лицея превратил.
Ты Горчаков, счастливец с первых дней,Хвала тебе — фортуны блеск холодныйНе изменил души твоей свободной:Все тот же ты для чести и друзей.Нам разный путь судьбой назначен строгой;Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:Но невзначай проселочной дорогойМы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,Для всех чужой, как сирота бездомный,Под бурею главой поник я томнойИ ждал тебя, вещун пермесских дев,И ты пришел, сын лени вдохновенный,О Дельвиг мой: твой голос пробудилСердечный жар, так долго усыпленный,И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,И дивное волненье мы познали;С младенчества две музы к нам летали,И сладок был их лаской наш удел:Но я любил уже рукоплесканья,Ты, гордый, пел для муз и для души;Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво:Но юность нам советует лукаво,И шумные нас радуют мечты...Опомнимся — но поздно! и унылоГлядим назад, следов не видя там.Скажи Вильгельм, не то ль и с нами было,Мой брат родной по музе, по судьбам? Пора, пора! душевных наших мукНе стоит мир; оставим заблужденья!Сокроем жизнь под сень уединенья!Я жду тебя, мой запоздалый друг —Приди; огнем волшебного рассказаСердечные преданья оживи;Поговорим о бурных днях Кавказа,О Шиллере, о славе, о любви.
Сама мысль о друзьях, разбросанных по всему свету, помогает преодолеть одиночество «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы. «Разный путь» не отменяет братских объятий. Бесстрашие дружбы нарушает запрет ссылки: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я...
Именно дружба помогает понять и принять иной душевный склад, иной характер, иной жизненный путь. В чем разница характеров Пушкина и Дельвига? Один пылок, другой задумчив, меланхоличен. Но в этом стихотворении Пушкин и ценит в друзьях не похожесть, а своеобразие, неповторимость каждого из друзей. Поэтому «две музы» не ссорят Пушкина и Дельвига. Напротив, поэт в мудрости друга находит истину: Служенье муз не терпит суеты;Прекрасное должно быть величаво…
Пора и мне... пируйте, о друзья!Предчувствую отрадное свиданье;Запомните ж поэта предсказанье:Промчится год, и с вами снова я,Исполнится завет моих мечтаний;Промчится год, и я явлюся к вам!О сколько слез и сколько восклицаний,И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!И всю до дна в честь нашего союза!Благослови, ликующая муза,Благослови: да здравствует лицей!Наставникам, хранившим юность нашу,Всем честию, и мертвым и живым,К устам подъяв признательную чашу,Не помня зла, за благо воздадим.Василий Федорович Малиновский первый директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт.С марта 1816 — директор Лицея.
Дружба для поэта оказывается спасительной потому, что при всей суровости судьбы возможны «дни соединений». Дружба для Пушкина — это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. Лицейское братство воспитало в поэте такие качества, как щедрость души, уважение к другой личности, благодарность, доброту. Поэт отдает дань благодарности не только «наставникам, хранившим юность нашу», «не помня зла», но и царю.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,Опять до дна, до капли выпивайте!Но за кого? о други, угадайте...Ура, наш царь! так! выпьем за царя.Он человек! им властвует мгновенье.Он раб молвы, сомнений и страстей;Простим ему неправое гоненье:Он взял Париж, он основал лицей.Пушкин в одушевлении дружбы прощает даже гонителя царя (отправил поэта в ссылку), хотя характеристика Александра I в этом стихотворении нисколько не смягчена: «Он— раб молвы, сомнений и страстей».
Пируйте же, пока еще мы тут!Увы, наш круг час от часу редеет;Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;Невидимо склоняясь и хладея,Мы близимся к началу своему...Кому из нас под старость день лицеяТоржествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколенийДокучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой...Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”.
Домашнее заданиеПрочитать статью учебника (стр. 12-18).Ответить письменно на вопрос «Какие люди и события оказали влияние на формирование Пушкина? »