МОУ «Кудинская средняя общеобразовательная школа» Односоставные предложения в лирике А. А. Фета Автор: ученица 10 классаДавыдова Дарья Сергеевна Руководитель: Поляк Наталья Григорьевна 2оо7
Язык поэзии Фета Усложнение троповУсиление ассоциативных связейОбилие перифрастических сочетанийВзаимодействие образных средств различных типовНаложение различных временных и модальных планов текстаРасширение сочетаемостиСмелое обращение к грамматическим вольностям
Цели и задачи исследования Цель: Исследовать стилистическую роль односоставных предложений в творчестве А. А. Фета Задачи:выявление грамматических особенностей односоставных предложений в поэзии А. А. Фетавыявление стилистических функций односоставных предложений в поэзии Фетаразработка демонстрационных и контрольно-измерительных материалов для уроков русского языка в 8 и 10 классах при изучении и повторении темы «Односоставные предложения» сравнительный количественный анализ односоставных предложений в стихотворениях Фетаграмматический и стилистический анализ предложений
Типология односоставных предложений
Количественный анализ односоставных предложений в стихотворениях А. А. Фета
Определенно-личные предложения
Предложения со сказуемыми-глаголами в форме 1-го лица Сказуемые в форме 1-го лица часто обозначают действия, события в душе герояРеже встречаются предложения с реальными действиямиХарактерно употребление в составе сложных предложенийАктивное использование повторовПараллелизм синтаксических конструкций
Определенно-личные предложения со сказуемыми-глаголами в форме 2 лица Настоящее и будущее времяОбобщенное значение Повелительное наклонениеБолее частое употреблениеОбращение к высшим силамОбращение к близкому человеку (другу, женщине)Выражение приказа, просьбы
Безличные предложения Клод Моне«Впечатление. Восход солнца» И. Э. Грабарь«Февральская лазурь» Состояние природыСостояние человекаДействие физическое и интеллектуальное
Назывные предложения Создание картин природы, интерьера, портрета. Отсутствие статичности описаний Параллельное использование назывных и неполных двусоставных предложений с пропуском сказуемого Буря на небе вечернем,Моря сердитого шум - Буря на море и думы, Много мучительных дум,Буря на небе и думы,Хор возрастающих дум –Черная туча за тучей,Моря сердитого шум Клод Моне«Скалы в Бель-Иль»
Гармония чувств и строк Клод Моне«Дама в саду» Не избегай; я не молюНи слез, ни сердца тайной боли,Своей тоске хочу я волиИ повторять тебе «люблю».Хочу нестись к тебе, лететь,Как волны по равнине водной,Поцеловать гранит холодный,Поцеловать – и умереть!Ощущение соприкосновения с чьей-то напряжённой внутренней жизнью
Не знаю сам, что буду петь.Но только песня зреет. Моне Клод«Пруд в Монжероне» Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии!Долго ли душу томить В темном молчании!Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании,Мельница, речка и даль В лунном сиянии.Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии?Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии!
Роль односоставных предложений в лирике Фета Односоставные предложения усиливают неопределенность , не называя ни лирического героя, ни его собеседника Одно из ярких средств создания поэзии мечты и снаОсобенности поэтики Фета сближают его лирику с «поэзией импрессионизма»
Использованные ресурсы Гапоненко П.А. Благоуханная свежесть. А.Фет. «Шепот, робкое дыханье…». // РЯШ, 2002, № 6Долин Ю.Т. О неопределенно-личных предложениях в русском языке. // РЯШ, 2002, № 6Злобина Т. А., Малиновский А. А. Читаем стихи, учимся чувствовать, понимать, анализировать. М., 2006Калинин А.Ф. Типология определенно-личных предложений. // РЯШ, 2003, № 1.Калинин А. Ф. Двучленные безличные предложения. // РЯШ, 1999, № 4.Коровина В. Стихотворения А.А.Фета. М.: Советская Россия, 1979.Николина Н.А. «Прямо смотрю я из времени в вечность…» (О стихотворении А.Фета «Теперь»). //РЯШ , 2002, № 6.Полянских Н.Н. А.А.Фет. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…».// РЯШ, 2003, № 2. Фет А. А. Стихотворения. М., 1997Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.: Айрис, 1998..Юрченко В. С. Односоставные предложения. // РЯШ, 1991, №6.