Литература 19 века. Общественные взгляды. Литературная критика. Журналы. Ольга Михайловна Кылосова Учитель русского языка и литературы НОУ «Школа «Альфа и Омега»
Лекция на уроке литературы К 10 классу у обучающихся формируется умение воспринимать учебный материал в достаточно большом объеме. Такой материал может быть представлен на уроке в форме лекции. При этом важно помнить, что современный молодой человек сориентирован на восприятие визуального ряда, что есть ученики с преобладанием какого-либо канала восприятия: визуального или аудиального. Поэтому лекции на уроке сопровождаются презентацией. На презентациях представлена не только информация, но и вопросы как проверочные, так и проблемные.
Общественные взгляды. Вспомните. Что вы знаете об общественных взглядах из уроков истории Западники. Славянофилы. Революционеры-демократы.
Славянофилы. Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни Запада".
Писатели, примыкавшие по взглядам к славянофилам. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, Братья К.С. и И.С. Аксаковы, Братья И. В. и П.В. Киреевские В некоторые периоды А. Н. Островский.
Журналы славянофилов. "Русская беседа" "Московитянин".
В «Москвитянине» были опубликованы три пьесы Островского («Бедная невеста», 1852; «Не в свои сани не садись», 1853; «Не так живи, как хочется», 1855
Западничество Западники видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости... В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности. и
Писатели, примыкавшие по взглядам к западникам. Видными западниками были: профессор Тимофей Николаевич Грановский , историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин , А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. Западнических взглядов придерживался И. С. Тургенев.
Журналы. «Отечественные записки» при редакторе Ф. Краевском.
Взгляды революционеров-демократов. Считали, что путем реформ ликвидировать самодержавие невозможно. Вынашивали планы крестьянской революции.
Писатели революционеры-демократы. Н. А. Добролюбов Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин Д. И. Писарев. Н.Г. Чернышевский
Журналы. «Современник» «Отечественные записки» при редакторстве Н. А. Некрасова, позднее М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Русские литературные журналы. Литературные ежемесячники: «Отечественные записки» «Современник» «Библиотека для чтения». Театральный журнал «Репертуар и Пантеон». Первый русский журнал карикатур «Ералаш». еженедельный иллюстрированный журнал, рассчитанный на широкие слои читающей публики. «Иллюстрация» Н. Кукольника (1845—1849) Журналы, предназначенные для определенного круга читателей, вроде изданий военного министерства «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» (1836—1863) или «Чтение для солдат» (1847—1897).
Что такое литературная критика? Литературная критика отзывалась на все новые литературные произведения, появлявшиеся в печати, давала оценку событиям и героям, помогала читающей публике разобраться в проблематике, увидеть художественные особенности произведений.
Литературные критики В. Г. Белинский. Н.А. Добролюбов Д.И. Писарев Н. Г. Чернышевский
«Оте чественные запи ски» — русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). 1 Ранний период 2 Журнал Краевского 3 Журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина
Содержание материалов «Отечественных записок» Глубокая и всесторонняя критика социальных отношений крепостнической России и стремление к их коренному преобразованию естественно соединялись в «Отечественных записках» с борьбой против идеологии квасного патриотизма, идеализировавшей политическую, экономическую и культурную отсталость России.
Со страниц «Отечественных записок» велась пропаганда утопического социализма.
Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».
Падение «Отечественных записок», изменение их направления и потеря ими влияния на общество относится к периоду реакции, наступившей в России в связи с событиями 1848 года. Начиная с этого времени и на протяжении всех 50-х годов «Отечественные записки» пропагандируют плоский и пресный либерализм, враждебный революционной демократии и мало чем отличающийся от консерватизма.
«Современник» Журнал издавался А. С. Пушкиным. После его смерти утратил общественную значимость. Только в 1847 году и не в Москве, а в Петербурге возникает новый журнал демократического направления — «Современник».
Содержание материалов «Современника» Программной статьей «Современника», напечатанной в журнале, был «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинского. В этой статье великий критик резко выступил против славянофилов и против либералов-западников. «Одни бросились в фантастическую народность; другие — в фантастический космополитизм, во имя человечества», — писал Белинский (X, 405). Главной целью «Современника» была борьба против крепостного права. Журнал печатал ярко выраженные антикрепостнические художественные произведения Герцена, Тургенева, Григоровича. В других отделах журнала помещались статьи и заметки, доказывающие невыгодность крепостного права, пагубное влияние крепостного права на народное хозяйство России, необходимость развития промышленности, железных дорог, пароходства
Где понадобятся нам знания о литературных журналах и о литературной критике?