Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака
Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый)Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах.
В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах.(А.Блок) В отличие от Блока, который не обладал слухом, Пастернак был одарен композиторским даром. Но именно поэзия Блока оказалась наиболее близкой Пастернаку по духу и тематике.
Символами поэзии Пастернака становятся музыкальные инструменты:
Звук колокола – благовест – открывает книгу стихов Пастернака «Начальная пора» и проходит через все его творчество как призыв к возрождению и весне. Достать пролетку за шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Другим музыкальным инструментом у Пастернака становится символическая лира. Когда за лиры лабиринтПоэты взор вперят,Налево развернется Инд,Правей пойдет Евфрат.А посреди меж сим и темСо страшной простотойЛегенде ведомый ЭдемВзовьет свой ствольный строй.
Идея закрученного лабиринта, получающая воплощение либо в ракушке, либо в метели «завитой, как улитка, зимы»становится постоянной у поэта при передаче зарождения звука. ЗИМА.Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы.«По местам, кто не хочет – к сторонке!»Шумы-шорохи, гром кутерьмы. Это раковины ли гуденье?Пересуды ли комнат – тихонь?Со своей ли поссорившись тенью,Громыхает заслонкой огонь?
В стихотворении «Музыка»обратим внимание на необычное вознесение любимого инструмента Пастернака – рояля. Герой стихотворения, «жилец шестого этажа», чувствует себя Богом, а затем играет на этом рояле, играет свою пьесу. Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью-нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль, хорал, Гуденье мессы, шелест леса.
Музыка для Пастернака выше любви женщины. Стоял рояль на сцене и дрожал,И бились в нём безумные аккорды. И вдохновенно зал рукоплескал Его величью и осанке гордой. И звуки клавиш улетали вдаль,И разлетались по большому залу. И замер зал, когда играл рояль ,А руки музыканта вверх взлетали. А клавиши сверкали белизной И опускались в чёрные объятья, Как будто их , несчастных, бил озноб,Невест в прекрасных подвенечных платьях. А за окном уж, догорал закат, И зал был полон, чувствами богатый, И звуки плыли ,как за ратью рать,Идут в поход в последний бой солдаты Играл рояль... Безумствовал рояль....
ВСЯ ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.
Звук в мире поэта всегда синтезируется в вышине, а затем отражается в пространстве земли и воды, поэтому у него все поет и звучит.