ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Исследовательская работа по литературе ученицы 10-б класса средней школы №604 Егоровой Ксении 2011 год Санкт-Петербург
Содержание:Пьер Безухов - в романе Л.Н.Толстого- на иллюстрациях к книгеМ. БашиловаП. БоклевскогоД. ШмариноваА. Николаева- в экранизациях War and Peace, 1956 Война и мир (1965-1967) - на сцене в опере С.С. Прокофьевав театральной постановке П. Фоменкозаключениеиспользованные источники
“Пьер принадлежит к числу тех людей,которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми.”Л. Н. Толстой. Дневник
Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни.. Именно здесь на помощь нам приходят великие произведения русской литературы, такие, например, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Писатель выступает в качестве психолога и философа, рассматривая многие нравственные, моральные проблемы, рисуя нелегкий и тернистый путь своих героев в поисках истины и смысла жизни, в поисках самого себя, своего предназначения. Мне хотелось бы остановиться подробнее на идейных исканиях Пьера Безухова — одного из интереснейших и противоречивых персонажей Толстого.
В своей жизни Пьер проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется у него масонством. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. В душе богатого графа просыпается глубокая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном итоге Безухов приходит к идеям декабристов. Это человек, живущий интересами и стремлениями своего времени, ищущая натура, которая более всего хочет прожить свою жизнь не зря.
Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени (Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой). Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура Эпилог. Пьер обличает современные порядки. Художник В. Серов
В 1856 году Толстой принялся за роман о декабристе, возвращающемся из ссылки в РоссиюПо запискам Толстого ясно, что постепенно, от момента возврата своего героя из ссылки писатель перешел к 1825 году. Чтобы понять героя, писатель был вынужден перейти к эпохе 1812 года, совпадавшей с молодостью героя. Но в третий раз Толстой оставил начатое и решил охватить эпоху с 1805 до 1856 года. Писатель собирался закончить тем, с чего он когда-то начал свою работу. "Война и мир", таким образом, при всем своем величественном размахе,- лишь часть грандиозного и не вполне осуществленного замысла, охватывавшего несколько важнейших эпох русской жизни. Будущим декабристом и должен был стать, по замыслу Толстого, граф Пьер Безухов.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Михаил Башилов (1821-1870) - единственный мастер, работавший по непосредственным указаниям Толстого. График старой школы, связанный и технически (он ориентировался на деревянную доску гравера), и психологически (он иллюстрировал Грибоедова и Салтыкова-Щедрина) с тем сатирическим направлением русского искусства, «пик» которого приходился как раз на 1860-е годы, он ставит акцент на жесте, на позе, на силуэте. Не на личности, а на типаже. Отсюда – экспрессия на грани шаржа.
Пьер. Два первых варианта. Рисунок М. Башилова. 1866
Пьер. Окончательный вариант. Рисунок М. Башилова.
Смерть графа Безухова. Рисунок М. Башилова. 1866.
Петр Боклевский(1816-1897 ) - Л.Н.Толстой обращает наше внимание на облик Пьера: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом. Именно таким изображен Пьер на рисунке П. Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой.Пьер Безухов. Художник П. Боклевский
Дементий Алексеевич Шмаринов(1907-1999) - нашел для своей серии четкую графическую манеру: уголь и черная акварель, жесткость и лаконизм рисунка, ясность тона. В шмариновских работах герои Толстого максимально психологически приближены к зрителю – к человеку 40-х–50-х годов, только что отразившему гитлеровское нашествие, – Толстой оказался этому человеку жизненно необходим. Работы Д. Шмаринова – вершина размышлений нашего изобразительного искусства о Толстом в послевоенные десятилетия.
Пьер Безухов. Художник Д. Шмаринов. 1953
Дуэль Пьера с Долоховым. Художник Д. Шмаринов. 1953
Иллюстрация Пьер Безухов на Бородинском поле. Д. Шмаринова
Эпилог Д Шмаринов
Андрей Владимирович НиколаевИллюстрации предельно завершены в себе. Их цветовая гамма вовсе не тщится передать «все краски мира». Для А. Николаева колористический лейтмотив есть не размыкание рисунка в цвет, а его замыкание в цвет. В своем благоговении перед Толстым А. Николаев как раз продолжает традицию Д. Шмаринова, воспринимавшего толстовский мир как целостное совершенство. Но если у Шмаринова этот мир был приближен к зрителю, открыт ему, подобен ему, то у Николаева он как отделен от нас, отчерчен, взят в раму. Потому и создает А. Николаев не картины к тексту, но как бы параллельную художественную систему, в себе эстетически завершенную, в романе Толстого он видит мир, уже как бы отдаленный от нас целым веком и в этом отдаленности величественно завершившийся.
Разговор Пьера с Андреем на пароме. Художник А. Николаев. 1981
Пьер Безухов и Элен КурагинаХудожник А. Николаев
Пьер у княжны Марьи в Москве. Встреча с Наташей (4, 4, XVII). Художник А. Николаев. 1981
Пьер спасает девочку в горящей Москве. Художник А. Николаев. 1981
Пьер в плену. Художник А. Николаев. 1981
А.В.Николаев. Пьер и Наташа с детьми.
В ЭКРАНИЗАЦИЯХ
War and Peace, 1956 Пьера Безухова в голливудской киноверсии романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» сыграл Генри Фонда, в роли Наташи Ростовой играла Одри Хепбёрн. Съёмки фильма продолжались два года, на большой экран фильм вышел в 1956 году. Несмотря на то, что сюжет фильма проще, чем текст в романе Льва Толстого, кинофильм очень интересен. Образ Наташи Ростовой, созданный Одри Хепбёрн, полностью соответствует образу героини, описанной Львом Толстым, а Генри Фонда очень органичен в роли Пьера Безухова. Фильм получил многочисленные премии и номинации: премию «Золотой Глобус», три номинации на премию Оскар – за лучшего режиссёра, художника по костюмам и оператора; две номинации на премию Британской академии кино и телевизионных искусств «BAFTA»; две премии «Silver Ribbon» итальянского синдиката киножурналистов и так далее. Наташа Ростова (Одри Хепбёрн) и Пьер Безухов (в исполнении Генри Фонды) в голливудской экранизации 1956 года.
Война и мир (1965-1967)— советский художественный фильм 1965—1967 годов в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Создатели картины отнеслись очень бережно к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые купюры. Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей).Сергей Бондарчук“С актёрами на роль Пьера нам не повезло. Юрий Власов отказался, другие не потянули. Я был вынужден пробоваться сам. Мне, конечно, хотелось, но было и много «против». Возраст — мне уже было сорок, Пьер же — значительно моложе. Совмещать постановку с исполнением главной роли тоже, согласитесь, трудно”
Сергей Бондарчук — Пьер Безухов. Первая по времени снятая сцена фильма — расстрел поджигателей Москвы (1962).
На сцене
Опера С.С. Прокофьева «Война и мир» Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Мысль обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» возникла у композитора в 1940 году. Невыполнимой казалась задача воплотить в музыке грандиозную эпопею Толстого, уложить все многообразие происходящих событий в рамки жесткого сценического времени. Но теперь, летом 1941 года, страницы романа, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона, об изгнании наполеоновской армии с русской земли, стали особенно близки Прокофьеву. Он понял, что именно они должны лечь в основу оперы. И началась работа.В опере объединились обе основные сюжетные линии эпопеи Толстого: «линия войны» – народная, связанная с судьбой России, и «линия мира» — лирико- психологическая, посвященная судьбам отдельных персонажей. Конечно, показать на сцене всех героев Толстого было невозможно. Прокофьев сконцентрировал внимание на взаимоотношениях Наташи и князя Андрея, уделил много внимания Пьеру. Музыкальная эпопея Прокофьева — самое монументальное произведение, одно из величайших достижений советского оперного творчества. Воссоздавшая дух гениального полотна Льва Толстого, вобравшая лучшие традиции классического оперного искусства, «Война и мир» — яркое свидетельство того, насколько жизнеспособен и богат возможностями жанр оперы.
Александр Сергеевич Сибирцев - исполнитель партии Пьера Безухова. Отличался большим, сильным, полнозвучным голосом, редким профессионализмом, музыкальностью и высочайшей культурой пения, точностью сценического рисунка.
«Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001) — постановка Московского театра «Мастерская П. Фоменко»По мотивам романа Л.Н. Толстого "Война и мир".В сценах из "Войны и мира" охвачены события начала романа: смерть старого графа Безухова, женитьбя князя Андрея, знакомство Пьера с Наташей Ростовой. В коротких, сменяющих друг друга сценках герои раскрывают великий замысел Толстого. Петр Фоменко старается точно соответствовать стилистике романа. В роли Пьера Безухова – Андрей Казаков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа. Образ Пьера Безухова дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то, что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.А проблемы, поднятые Толстым в романе "Война и мир", имеют общечеловеческое значение.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:http://www.litrasoch.ru/http://www.tvkultura.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.mysoch.ru/http://www.1812panorama.ru/virtual/Nikolaev.htmlhttp://www.a4format.ru/http://www.belcanto.ru/ и другие