Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877
Я лиру посвятил народу своему,Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил – и сердцем я спокоен.Пускай наносит вред врагу не каждый воин,Но каждый в бой иди...(«Элегия»)
Псевдонимы Н.А.Некрасова: Н.Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Нек ;Перепельский; Савва Намордников; Н.Станицкий
Грешнево – ярославское имение отца И.Е.Репин. Бурлаки на Волге
Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года.Место, где он плодотворно работал.
Петербург в жизни Н.А.Некрасова
1846 год. Некрасов, Белинский и Панаев приходят в журнал «Современник». 1 января 1847 года выходит первый номер .Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом.
А. Я. Панаева. Писательница.
«Да знаете ли Вы, что Вы – поэт – и поэт истинный!» В. Белинский«Написано человеком с народным сердцем»А. Григорьев1845 – 1846 г.г. Выходит альманах «Физиология Петербурга», в котором стихи Н. А. Некрасова. Увидел поэта, пришедшего со своей темой, по-новому взглянувшего на народ, оригинального в своих художественных установках
Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную;Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя …И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848
Новаторство Н. А. НекрасоваСтал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение.Основное направление его творчества – социальная тема.
Новаторство Н. А. Некрасова3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком4. Лирический герой поэзии Некрасова жил в постоянном конфликте с самим собой: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом
Особенности стиля Н. А. НекрасоваВведение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места события.Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.
Особенности стиля Н. А. Некрасова3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или нет. «Родина», «Крестьянские дети»- Л.г. близок к личности автора; «Огородник», «Пьяница» - Л.г. – носитель крестьянского сознания
Особенности стиля Н. А. Некрасова4. Особенность ритмического строя ( тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма, неточная рифма.
Особенности стиля Н. А. Некрасова5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад;Б) элементы разговорной речи, прозаизмы; В) монолог, диалог;Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;
Особенности стиля Н. А. Некрасова5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные эпитеты;Е) повторы, анафора;Ж) характерные для народного языка суффиксы, частицы.
Главная тема творчестваНародная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским чувствомВ судьбе героя проявляются общие закономерности жизниЖенская судьба символизирует судьбу крестьянской России
«Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н.А. Некрасова Первый сборник сочинений – 1856 г.Структура сборника:Эпиграф: «Поэт и гражданин» 1 раздел: стихотворения о народе2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих3 раздел: поэма «Саша» 4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика
Поэт и гражданинФорма диалога, традиционная для русской литературы: - Ломоносов «Разговор с Анакреонтом» - Пушкин «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом»- Лермонтов «Журналист, читатель, писатель»2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта
Некрасов утверждает гражданскую роль поэта
Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне.4. Но поэт сомневается в своих силах, т.к. собственный путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее) .
Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» «Поэт и гражданин» (1856)«Вчерашний день, часу в шестом» (1846)«Блажен незлобивый поэт» (1852)«Муза» (1852)«Безвестен я . Я с вами не стяжал» (1865)«Праздник жизни – молодости годы» (1855)«Замолкни, муза мести и печали» (1855)«Элегия» (1874)«Пророк» (1874)«Поэту» (1874)«О муза! Я у двери гроба…» (1877)
Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.« Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человекадля его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни .» (1855 г.)
Поэт настолько слился с народом, с его представлениями , идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа (городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова , это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.