«Родное и близкое» в русской классической литературе. Народные истоки рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Автор Герасимова Надежда Николаевна учитель МОУ СОШ с. Новосильское Тербунского района Липецкой области ©Gerasimova N.N.2007 Люблю бродить в лугу росистом Весной, когда веселым свистом И влажным запахом полна Степей живая тишина… И.С. Тургенев.
Аннотация Цель данного проекта –воспитание патриотизма, любви к русской классической литературе, обучение аналитическому чтению, изучение истории своего края. Данный проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно – сопоставительного анализа как способа изучения художест-венного произведения, помогает осознать причины и их следствия, активизирует учащихся к созданию собственных творческих работ. ©Gerasimova N.N.2007
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, история, краеведение. Участники проекта: ученики 6,9 классов
Можно ли считать, что народные истоки рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (быт, фольклор) живы до сих пор? ©Gerasimova N.N.2007 Основополагающий вопрос Народные истоки русской литературы XIX в. – далекое прошлое или современность?
Дидактические цели Формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с информацией, совершенствование навыков анализа текста, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, развитие исследовательских навыков и инфор-мационной культуры учащихся.
Методические задачи продолжить знакомство учащихся с русской классической литературой, с произведениями И.С. Тургенева, их народными истоками; обучение сравнительной характеристике героев, умению анализировать пейзаж; заинтересовать историей своего края (топонимикой), фольклорными жанрами; собирать необходимую информацию для творческих работ, анализировать ее; излагать полученные сведения связно, логично; создавать свой текст на заданную тему; научить пользоваться Power- Point для оформления результатов.
Проблемные вопросы для учащихся Существуют ли в настоящее время поверья, былички как жанр фольклора? Чем близко вам описание природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»? Что сохранилось в жизни современного села из быта деревни 19 века? Интересно ли это произведение сегодняшнему читателю? ©Gerasimova N.N.2007
Этапы проекта 1 урок. Формулировка тем. Формирование групп. Обсуждение тем. 2 - 3 урок. Распределение ролей в группах. Сбор информации. Анализ полученных сведений. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. 4 - 5 урок. Разработка презентаций и публикаций. 6 урок. Защита проектов. ©Gerasimova N.N.2007
В помощь учителю Критерии оценивания презентации учащихся Критерии оценивания публикации учащихся Разработка «Картины природы и их роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» ©Gerasimova N.N.2007
В помощь ученику Презентация «Народные истоки рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» Буклет «Родное и близкое» в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». ©Gerasimova N.N.2006
Использованные источники Лебедев Ю. Тургенев. – М., 1990. Чалмаев В. Иван Тургенев. – М., 1986. Зайцев Б. Жизнь Тургенева. – М., 1991. Баборенко А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., 1989. Литература в школе. - 2002. - № 2. Литература в школе. (Приложение к журналу). - 2002. - № 5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1988. ©Gerasimova N.N.2007