Максим Максимыч - это человеческий тип, очень характерный для России второй половины прошлого века. Это особый тип «русского кавказца», сформировавшийся в условиях кавказской войны. Это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчинённые – зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч. Максим Максимыч - это человеческий тип, очень характерный для России второй половины прошлого века. Это особый тип «русского кавказца», сформировавшийся в условиях кавказской войны. Это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчинённые – зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч. В рассказе Максима Максимыча Печорин предстаёт романтическим героем, встреча с которым явилась одним из ярчайших событий в его жизни.
Максим Максимыч Максим Максимыч в истории с Бэлой не понимает внутреннего состояния Печорина. У него нет точек соприкосновения с Печориным в этой истории. Несмотря на это, в момент спасения Бэлы они объединены общим делом, одинаково переживают. Поэтому Максим Максимыч впервые начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину.
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.., не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…» «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.., не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…» «…Ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…» «…Не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера…» «…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…» «С первого взгляда… ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30». «В его улыбке было что-то детское.» «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы.., благородный лоб со следами морщин…» Карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», но холодно блестели; «взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжёлый», «равнодушно спокойный».
Печорин и прошлое Печорин и прошлое Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний. Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей.
Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Печорин чувствует красоту природы, умеет видеть её краски, слышать её звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Кроме того, он рассказывает о природе языком художника, раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек. Слово Печорина точно, выразительно, лирично: «тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…
Дневник Дневник Это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней. Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней. Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок. У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб. И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями. Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.
«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..»,- восклицает Печорин… «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..»,- восклицает Печорин… Действительно, активность Печорина направлена только на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.
Печорин Печорин Деятелен, и только в деятельности ищет истину. Естественное нравственное чувство в нём не исчезло. Имеет большие интеллектуальные запросы, пытается проникнуть в тайны человеческого сердца.
Размышляя о своих отношениях с Мэри, Печорин спрашивает сам себя: «Из чего я хлопочу? … это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости», не «следствие того… чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего» и не зависть к Грушницкому. Размышляя о своих отношениях с Мэри, Печорин спрашивает сам себя: «Из чего я хлопочу? … это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости», не «следствие того… чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего» и не зависть к Грушницкому. Настоящая причина в том, что «…есть необъяснимое наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».
В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны Мэри. В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны Мэри. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила Вере понять до конца Печорина с его пороками и страстями. Чувство Печорина к Вере искренно, сильно. Это настоящая любовь в его жизни. «Ужасная грусть», «давно забытый трепет» свидетельствуют об истинности чувства, а не об игре в любовь. И всё же Печорин ничем не жертвует для Веры.
Печорин перед дуэлью с Грушницким с увлечением читает «Шотландских пуритан» В. Скотта, роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля. Печорин перед дуэлью с Грушницким с увлечением читает «Шотландских пуритан» В. Скотта, роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля. Сначала Лермонтов хотел положить на стол Печорина другую книгу – «Приключения Нигеля», чисто авантюрный роман, но выбор остался за «Пуританами». Печорин воображает себя главным героем произведения, который высказывает мысль о сопротивлении любой власти на свете, попирающей права свободного человека. Роман увлекает Печорина и заставляет его забыть о дуэли… Таким образом, Лермонтов показал, что у его героя было действительно «высокое назначение».
Фатализм – это вера в предопределённую, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум. Фатализм – это вера в предопределённую, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум. Проблема судьбы, предопределения всегда волновала людей всех поколений. Об этом упоминается в «Евгении Онегине»: И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду – Всё подвергалось их суду. Проблема судьбы поднимается в «Герое нашего времени» постоянно. Повесть «Фаталист», по мнению И.Виноградова, «своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придаёт единство и полноту целому…». Слово «судьба» упоминается в романе до «Фаталиста» 10 раз, 9 раз – в «Журнале» Печорина. Внимание Печорина к этой проблеме не случайно. Оно демонстрирует переход героя к философскому обобщению важнейших проблем бытия в их психологическом разрезе.
Отрицание собственной вины Отрицание собственной вины Сознание собственного безволия Бездействие Ощущение безысходности «Обессмысливание» борьбы в жизни
Повесть «Фаталист» подводит итог, разъясняет окончательно все загадки души Печорина. Повесть «Фаталист» подводит итог, разъясняет окончательно все загадки души Печорина. Только в самом конце становится понятным тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: то был смех холодного отчаяния. Печорин, предавшись соблазну фатализма, отрекается от собственной виновности в происходящем и проникается иллюзией бессилия воли. Итак, сначала – абсолютизация собственной воли («да будет воля моя»), итог – разочарования в возможностях этой воли.
Чтобы понять человека, необходимо чутко и внимательно исследовать каждое движение его души на протяжении длительного времени. Чтобы понять человека, необходимо чутко и внимательно исследовать каждое движение его души на протяжении длительного времени. М.Ю. Лермонтов, как великий художник, использовал для раскрытия характера Печорина разнообразные художественные средства. Самое главное из них – это композиция. Автор не случайно расположил повести романа не в хронологическом порядке. Логика повествования и расположения его частей – в детальном отображении психологии героя, являющегося не только одним из представителей своего времени, но и представителем человечества вообще. Именно поэтому понять Печорина, разгадать его характер очень сложно, ведь он впитал в себя многие качества незаурядной индивидуальности. Однако разгадывание личности такого героя – занятие самое увлекательное.