Рекомендуемая литература: Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). Художественные тексты: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты). Роман о Тристане и Изольде.
Литература Средневековья Три основных фактора зарождения и развития литературы Средних веков: 1. воздействие античной литературы; 2. развитие христианской культуры; 3. народно-фольклорная традиция германских народов. Соответственно, их воздействие на три основных литературных потока, развивающихся параллельно: 1. народная литература; 2. религиозно-клерикальная; 3. феодально-рыцарская. Развитие городской литературы с XIII в.
Идейная основа средневековой литературы – событие Христа и сложные процессы взаимодействия между античным опытом истины и германским витализмом. Германский эпос и его специфика: - фольклорная мистика, - германо-скандинавский мифологизм, - элементы богатырской сказки, - маскулинизм, - мотивика событий Великого переселения народов.
Мифология и предания древних скандинавов дошли до наших дней в двух литературных источниках, значение которых сложно недооценить. В первом из них содержаться песни о богах и героях, условно объединяемые названием "Старшая Эдда" , которые сохранились в рукописи, датируемой второй половиной XIII века. В целом, все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии и являются важнейшим источником для познания скандинавского язычества.
Младшая Эдда является произведением средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написано в 1222—1225, задумано как учебник скальдической поэзии. Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием. Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.
В начале была чёрная бездна - Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла. За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам. Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.
Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.
Асгард — страна богов - асов, находящаяся на небе. Ванахейм — мир, в котором живут ваны. Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой). Утгард — трансцендентный мир, "внешний" по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме. Льесальвхейм — мир светлых альвов. Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля). Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится. Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения. Свартальвхейм — подземная страна цвергов. Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.
В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.
Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе. Ваны — боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами. Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра). Альвы — духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дворфов (гномов) и тёмных — цвергов. Норны — три богини человеческой судьбы: Урд («судьба»), Верданди («становление»), Скульд («долг»). Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина. Они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу. Брюнхильд — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины. Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира. Они возродят человеческий род. Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.
«Беовульф» «Беовульф» как эпическая поэма героического действия и героической ошибки. Тема конфликта «вертикали» и «горизонтали» в имени и сюжете «Беовульфа». Фольклорная символика образов: Беовульф и Грендель, меч Хрунтинг, Олений зал, женочудовище в море, клад дракона. Борьба эпических хронотопов – тьма vs. свет.
«Песнь о Нибелунгах» «Песнь о Нибелунгах» как эпический знак перехода от пафоса высокой героики и борьбы с Судьбой до пафоса «воли к смерти». Зигфрид как герой «границы» двух принципов – принципа Брюнхильды и принципа Кримхильды. «Эдда» - эпос «гибели богов», «Песнь о Нибелунгах» - эпос «гибели героев».
Эпос Высокого Средневековья Новый тип героя в народно-героическом эпосе Высокого Средневековья: «дух вертикали» как основа героического действия. Реально-исторический фон «Песни о Роланде» и «Песни о моем Сиде»: проблема взаимоотношения между историей и литературой.
Рыцарский роман Куртуазная культура, куртуазный кодекс чести. Жанр рыцарского романа: новая «философия подвига». «Тристан и Изольда». Творчество Кретьена де Труа и его пять романов на основе легенд об Артуре («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивэйн, или Рыцарь со львом» и др.). Тайна Грааля в романе «Персеваль». Судьба традиции рыцарского романа.
«Святой Грааль» Данте Габриэль Россетти Свято й Граа ль (лат. Gradalis) - таинственный христианский артефакт из средневековых западноевропейских легенд, обретённый и утерянный. Согласно древним преданиям, Грааль - это литургический сосуд, чаша для освящения вина и принятия причастия, которой пользовались Иисус Христос и его апостолы во время Тайной вечери. Она была вырезана из оливкового дерева и имела форму бокала. Считается, что в основе легенды лежит христианский апокриф о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского. По другой версии, у этой легенды местные корни, уходящие в мифологию древних кельтов. Третьи считают, что сказание о Граале связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передаётся из поколения в поколение.
Согласно наиболее распространенной версии, Грааль - чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, в которую позже его приверженцы собрали кровь распятого на кресте Спасителя. Чашу и копьё, которым пронзено тело умершего Христа, сохранил и привез в Британию (по одной из версий - в монастырь Гластонбери) Иосиф Аримафейский. Согласно средневековому тексту: «Кровь Господня, стекавшая по крестному древу, была собрана праведным Иосифом Аримафейскими в таинственную чашу. Это та самая чаша, над которой Спаситель произнес главное слово Тайной Вечери: Пейте от нее все. Это Кровь Моя Нового Завета. Испивший ее не умрет вовек».
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495 - 1498
СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, СИМВОЛ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. СИМВОЛ не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), «внушить» определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.
КОЛЛИЗИЯ - (от лат. collisio - столкновение) - отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях Типы КОЛЛИЗИИ: любовная, нравственная, социальная и т. д.
МОТИВ - (от франц. motif - мелодия, напев) – 1. В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из многочисленных МОТИВОВ складываются различные сюжеты. 2. Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
Народно-городская культура Переход от устной традиции к письменной. Жанры средневекового театра. Сатира. Фаблио, шванки, «Роман о Лисе». Система театральных жанров: мистерия, миракль, моралите. Фарс. ГИПЕРБОЛА - (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.
Поэзия вагантов Выражение кризиса средневекового мировоззрения в поэзии Франсуа Вийона: «Большое завещание» как поэтический документ о порочности мира; «Баллада о повешенных» как манифест «нового гедонизма». Теория «смеховой культуры» М.М.Бахтина.