Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Литература XX века «Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»В.А. Чалмаев«XX век всех нас переломал...»М.И. Цветаева
Историческая ситуация в России начала XX векаПоследние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусствомНовая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
I. Начало 1890-х – 1905 год1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной»Быстрыми темпами развивается промышленное производство.Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми.
РеволюцииИсторические потрясения начала 20века
Николай Бердяев«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».
Девятнадцатый век…. Упали в прах обломки суеверий,Наука в правду превратила сон:В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,Познав составы звезд и жизнь бактерий. Античный мир вел к вечным тайнам нить;Мир новый дал уму власть над природой;Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить.Мы близимся к концу, и новой эреНе заглушить стремленья к высшей сфере . (В.Брюсов)
Русскую литературу рубежа 19 - 20 вековРусскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком. 1895 – 1920 г.
Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого».Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.
Начало эпохи 1890 годНиколай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.)
Разделение русской литературы на два направления
От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».
Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне,Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне...Безумие! Безумие!Единый миг застыл – и длится,Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться...Отчаянье! Отчаянье!Пугает кто-то мукой ада,Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо...Забвение! Забвение!Сомкни плотней пустые очиИ тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец.З. Гиппиус
Декаданская лирикаТак жизнь ничтожеством страшна,И даже не борьбой, не мукой,А только бесконечной скукойИ тихим ужасом полна,Что кажется — я не живу,И сердце перестало биться,И это только наявуМне все одно и то же снится.И если там, где буду я,Господь меня, как здесь, накажет, —То будет смерть, как жизнь моя,И смерть мне нового не скажет.Д.С. Мережковский
Критический реализм (XIX век – начало XX века)Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»Издательство «Знамя» открывает М. Горький
Жанр – повесть и рассказ.Жанр – повесть и рассказ.Ослаблена сюжетная линия.Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком.Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни.Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий)Возрастает роль детали.Поэтические приемы переходят в прозу.
Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
Д. Мережковский,З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый,
Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.
Истоки русского символизма Франция 1860-70-е годы.
Литературные манифесты1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация«расширение художественной впечатлительности»
Особенность поэтикиСимволический пейзажЗвукопись. Важна музыка слова.«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.Возрождение сонета, рондо, терцины…
Символ образ, имеющий безграничное количество значений«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире;образ, требующий от читателя сотворчества.«Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)
Особенность мировосприятияМир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев.Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духаСущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуициейИскусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновенияСоздания искусства – это приотворённые двери в Вечность
Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков
Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познанияМотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эрыЭклектичность , противоречивостьВ центре внимания – вопросы о судьбах России
II.1905 – 1911 годы
1904-1905 годы. Русско-японская война
Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)
Акмеизм возник в России в 1910-х гг. как протест против символизма
Литературный манифест Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма»
Особенности поэтикиПредметность и четкость образов («прекрасная ясность»)Отточенность деталей, создающих конкретную картинуНе «зыбкие слова» , а слова «с более устойчивым содержанием»Жанр- мадригалКульт «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими.Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.
МировосприятиеМир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов.Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров
Представители
Кризис символизма.1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма»1911 год. Появляется самое радикальное направление , отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.
Футуризм(от лат. futurum – будущее)
Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.
Истоки русского футуризма
Литературные манифестыОтвергают литературную традицию
Пощечина общественному вкусуЧитающим наше Новое Первое Неожиданное.Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...
Мы приказываем чтить права поэтов:1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.Д. Бурлюк, Александр Крученых,В. Маяковский, Виктор ХлебниковМосква. 1912. Декабрь
Эстетические принципы футуризмаОтношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.Отношение к реальности: революционное преображение.Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.Близкий род искусства: живопись.
Поэтика футуризмаЭксперименты со структурой языка «заумь»Магический смысл звуков:[ч] – «оболочка чего-либо» - чулок, чашка, череп, чемодан…Конструирование новых слов (окказионализмы).Слова превращались в визуальные знаки
Мы дали образец иного звука и словосочетания:Дыр, бул, щыл,убещурскумвы со бур л эз(Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всейпоэзии Пушкина).
Велемир Хлебников
Мировосприятие Мир будущего («будетляне»)Воспевание технологического прогресса, индустриального городаПреклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией Поэт – творец мира, языка.
Основные особенности:Отрицание ценности классической литературы.Культ техники, индустриализации.Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности.Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык.Отказ от традиций.Разрушение существующей системы жанров.
Кубофутуризм
«Центрифуга»
Эгофутуризм
Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мирВ шумном платье муаровом, в шумном платье муаровомПо аллее олуненной Вы проходите морево...Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева.А дорожка песочная от листвы разузорена -
Имажинизм
Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Поедание образом смысла.Против политизации искусства.Используется свободный стих.
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).
Неокрестьянские поэты
Марина Ивановна Цветаева26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.