PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Описание слайда:

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.

№ слайда 2 Литература XX века «Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский«Ни одна ми
Описание слайда:

Литература XX века «Наше время трудновато для пера...»В.В. Маяковский«Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...»В.А. Чалмаев«XX век всех нас переломал...»М.И. Цветаева

№ слайда 3 Историческая ситуация в России начала XX векаПоследние годы XIX столетия стали п
Описание слайда:

Историческая ситуация в России начала XX векаПоследние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусствомНовая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

№ слайда 4 I. Начало 1890-х – 1905 год1892 год. Свод законов Российской империи: «обязаннос
Описание слайда:

I. Начало 1890-х – 1905 год1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной»Быстрыми темпами развивается промышленное производство.Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми.

№ слайда 5 РеволюцииИсторические потрясения начала 20века
Описание слайда:

РеволюцииИсторические потрясения начала 20века

№ слайда 6 Николай Бердяев«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской
Описание слайда:

Николай Бердяев«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».

№ слайда 7 Девятнадцатый век…. Упали в прах обломки суеверий,Наука в правду превратила сон:
Описание слайда:

Девятнадцатый век…. Упали в прах обломки суеверий,Наука в правду превратила сон:В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,Познав составы звезд и жизнь бактерий. Античный мир вел к вечным тайнам нить;Мир новый дал уму власть над природой;Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить.Мы близимся к концу, и новой эреНе заглушить стремленья к высшей сфере . (В.Брюсов)

№ слайда 8 Русскую литературу рубежа 19 - 20 вековРусскую литературу рубежа 19 - 20 веков н
Описание слайда:

Русскую литературу рубежа 19 - 20 вековРусскую литературу рубежа 19 - 20 веков называют Серебряным веком. 1895 – 1920 г.

№ слайда 9 Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Симв
Описание слайда:

Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого».Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

№ слайда 10 Начало эпохи 1890 годНиколай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережк
Описание слайда:

Начало эпохи 1890 годНиколай Минский "Со светом совести" (1890г.) Дмитрий Мережковский "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) Валерий Брюсов "Российские символисты" (1894г.)

№ слайда 11 Разделение русской литературы на два направления
Описание слайда:

Разделение русской литературы на два направления

№ слайда 12 От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.От франц. decade
Описание слайда:

От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок.Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали.Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

№ слайда 13 Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне,Как Дьявола раздумие... Висел
Описание слайда:

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне,Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне...Безумие! Безумие!Единый миг застыл – и длится,Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться...Отчаянье! Отчаянье!Пугает кто-то мукой ада,Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо...Забвение! Забвение!Сомкни плотней пустые очиИ тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец.З. Гиппиус

№ слайда 14 Декаданская лирикаТак жизнь ничтожеством страшна,И даже не борьбой, не мукой,А т
Описание слайда:

Декаданская лирикаТак жизнь ничтожеством страшна,И даже не борьбой, не мукой,А только бесконечной скукойИ тихим ужасом полна,Что кажется — я не живу,И сердце перестало биться,И это только наявуМне все одно и то же снится.И если там, где буду я,Господь меня, как здесь, накажет, —То будет смерть, как жизнь моя,И смерть мне нового не скажет.Д.С. Мережковский

№ слайда 15 Критический реализм (XIX век – начало XX века)Правдивое, объективное отображение
Описание слайда:

Критический реализм (XIX век – начало XX века)Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

№ слайда 16 Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовы
Описание слайда:

Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда»Издательство «Знамя» открывает М. Горький

№ слайда 17 Жанр – повесть и рассказ.Жанр – повесть и рассказ.Ослаблена сюжетная линия.Интер
Описание слайда:

Жанр – повесть и рассказ.Жанр – повесть и рассказ.Ослаблена сюжетная линия.Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком.Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни.Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий)Возрастает роль детали.Поэтические приемы переходят в прозу.

№ слайда 18 Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разн
Описание слайда:

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.

№ слайда 19 Д. Мережковский,З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белы
Описание слайда:

Д. Мережковский,З. Гиппиус, Ф. Сологуб ,В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый,

№ слайда 20 Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.
Описание слайда:

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

№ слайда 21 Истоки русского символизма Франция 1860-70-е годы.
Описание слайда:

Истоки русского символизма Франция 1860-70-е годы.

№ слайда 22 Литературные манифесты1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о
Описание слайда:

Литературные манифесты1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».Модернизм получает теоретическое обоснование. Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация«расширение художественной впечатлительности»

№ слайда 23 Особенность поэтикиСимволический пейзажЗвукопись. Важна музыка слова.«Жреческий
Описание слайда:

Особенность поэтикиСимволический пейзажЗвукопись. Важна музыка слова.«Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.Возрождение сонета, рондо, терцины…

№ слайда 24 Символ образ, имеющий безграничное количество значений«Символ только тогда истин
Описание слайда:

Символ образ, имеющий безграничное количество значений«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов)«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире;образ, требующий от читателя сотворчества.«Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)

№ слайда 25 Особенность мировосприятияМир непознаваем. Рационально можно осмыслить только ни
Описание слайда:

Особенность мировосприятияМир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область «абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев.Искусство – это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

№ слайда 26 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тай
Описание слайда:

1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духаСущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуициейИскусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновенияСоздания искусства – это приотворённые двери в Вечность

№ слайда 27 Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков
Описание слайда:

Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков

№ слайда 28 Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивно
Описание слайда:

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познанияМотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эрыЭклектичность , противоречивостьВ центре внимания – вопросы о судьбах России

№ слайда 29 II.1905 – 1911 годы
Описание слайда:

II.1905 – 1911 годы

№ слайда 30 1904-1905 годы. Русско-японская война
Описание слайда:

1904-1905 годы. Русско-японская война

№ слайда 31 Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)
Описание слайда:

Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора)

№ слайда 32 Акмеизм возник в России в 1910-х гг. как протест против символизма
Описание слайда:

Акмеизм возник в России в 1910-х гг. как протест против символизма

№ слайда 33 Литературный манифест Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма»
Описание слайда:

Литературный манифест Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма»

№ слайда 34 Особенности поэтикиПредметность и четкость образов («прекрасная ясность»)От
Описание слайда:

Особенности поэтикиПредметность и четкость образов («прекрасная ясность»)Отточенность деталей, создающих конкретную картинуНе «зыбкие слова» , а слова «с более устойчивым содержанием»Жанр- мадригалКульт «прекрасной ясности»: поэзия должна быть понятна, образы – четкими.Отказ от таинственности, туманности, многозначности. Отказ от двоемирия и приятие реальности во всех ее проявлениях.

№ слайда 35 МировосприятиеМир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатл
Описание слайда:

МировосприятиеМир материален, предметен; нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов.Любовь – земное чувство, а не прозрение других миров

№ слайда 36 Представители
Описание слайда:

Представители

№ слайда 37 Кризис символизма.1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского си
Описание слайда:

Кризис символизма.1911 год. Статья А. Блока «О современном состоянии русского символизма»1911 год. Появляется самое радикальное направление , отрицающее всю предшествующую культуру, авангардное – футуризм. В Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин.

№ слайда 38 Футуризм(от лат. futurum – будущее)
Описание слайда:

Футуризм(от лат. futurum – будущее)

№ слайда 39 Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.
Описание слайда:

Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

№ слайда 40 Истоки русского футуризма
Описание слайда:

Истоки русского футуризма

№ слайда 41 Литературные манифестыОтвергают литературную традицию
Описание слайда:

Литературные манифестыОтвергают литературную традицию

№ слайда 42 Пощечина общественному вкусуЧитающим наше Новое Первое Неожиданное.Только мы –&n
Описание слайда:

Пощечина общественному вкусуЧитающим наше Новое Первое Неожиданное.Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности.Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!...

№ слайда 43 Мы приказываем чтить права поэтов:1. На увеличение словаря в его объеме произвол
Описание слайда:

Мы приказываем чтить права поэтов:1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.И если пока еще в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.Д. Бурлюк, Александр Крученых,В. Маяковский, Виктор ХлебниковМосква. 1912. Декабрь

№ слайда 44 Эстетические принципы футуризмаОтношение к предшествующим и иным культурам, эпох
Описание слайда:

Эстетические принципы футуризмаОтношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм.Отношение к реальности: революционное преображение.Взгляд на призвание поэта: поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности.Взгляд на исторический процесс: вечный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.Близкий род искусства: живопись.

№ слайда 45 Поэтика футуризмаЭксперименты со структурой языка «заумь»Магический смысл звуков
Описание слайда:

Поэтика футуризмаЭксперименты со структурой языка «заумь»Магический смысл звуков:[ч] – «оболочка чего-либо» - чулок, чашка, череп, чемодан…Конструирование новых слов (окказионализмы).Слова превращались в визуальные знаки

№ слайда 46 Мы дали образец иного звука и словосочетания:Дыр, бул, щыл,убещурскумвы со бур л
Описание слайда:

Мы дали образец иного звука и словосочетания:Дыр, бул, щыл,убещурскумвы со бур л эз(Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всейпоэзии Пушкина).

№ слайда 47 Велемир Хлебников
Описание слайда:

Велемир Хлебников

№ слайда 48 Мировосприятие Мир будущего («будетляне»)Воспевание технологического прогресса,
Описание слайда:

Мировосприятие Мир будущего («будетляне»)Воспевание технологического прогресса, индустриального городаПреклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией Поэт – творец мира, языка.

№ слайда 49 Основные особенности:Отрицание ценности классической литературы.Культ техники, и
Описание слайда:

Основные особенности:Отрицание ценности классической литературы.Культ техники, индустриализации.Эпатаж, шокирующее поведение, скандал как основные средства достижения популярности.Культ словотворчества: для «новых» людей нужен «новый», «заумный» язык.Отказ от традиций.Разрушение существующей системы жанров.

№ слайда 50 Кубофутуризм
Описание слайда:

Кубофутуризм

№ слайда 51 «Центрифуга»
Описание слайда:

«Центрифуга»

№ слайда 52 Эгофутуризм
Описание слайда:

Эгофутуризм

№ слайда 53 Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корням
Описание слайда:

Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мирВ шумном платье муаровом, в шумном платье муаровомПо аллее олуненной Вы проходите морево...Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева.А дорожка песочная от листвы разузорена -

№ слайда 54 Имажинизм
Описание слайда:

Имажинизм

№ слайда 55 Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Провозглашал самоценн
Описание слайда:

Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Провозглашал самоценность поэтического образа как такового.Поедание образом смысла.Против политизации искусства.Используется свободный стих.

№ слайда 56 Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творче
Описание слайда:

Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костяк объединения. В теоретическом сочинении «Ключи Марии» (1920) Есенин выстраивает свою поэтику образа: «Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума – ангелическим». Как и другие имажинистские декларации «Ключи Марии» полемичны: «Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатый футуризм». Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа – человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение» (все – 1921) и драматическая поэма «Пугачев» (1922).

№ слайда 57 Неокрестьянские поэты
Описание слайда:

Неокрестьянские поэты

№ слайда 58 Марина Ивановна Цветаева26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя
Описание слайда:

Марина Ивановна Цветаева26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru