Технология продуктивного чтения
«Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение различных целей, а прежде всего на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевая…, языковая…, социокультурная /межкультурная/…, компенсаторная… и учебно-познавательная компетенции... — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)…»
«The World Book Encyclopedia» «Чтение… заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью»
Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности,тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.Чтение - вид речевой деятельности, ориентированный нарешение коммуникативных задач.«Чтение - процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины» Г.В. РоговаЧтение - это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом.
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». из образовательной программы «Школа 2100»
Школа 2100 ФГОСОбучение чтению предполагаетрешение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса…Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку: В познавательной сфере:• владение приемами работы стекстом: умение пользоватьсяопределенной стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи (читать текст с разной глубиной понимания);…В эстетической сфере:• стремление к знакомству собразцами художественноготворчества на иностранном языке и средствами иностранного языка
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Коммуникативная компетенция,как одна из обязательных к формированию определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Этапы работы с текстом1) ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:- пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;- актуализация личного опыта учащихсяпутем привлечения знаний из другихобразовательных областей школьныхпредметов;- прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
2. ТЕКСТОВЫЙ-понимание основной информации:определение его основной идеи, темы,проблемы и т.д.;- поиск главной информации;- установление логико-смысловых связей;- поиск дополнительной, уточняющейинформации.
3) ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙиспользование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Предтекстовый этапПрочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в данном тексте.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текстдо конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
Текстовый этапПрочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.Скажите, какие из приведѐнных утверждений соответствуют содержанию текста.Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
Послетекстовый этапОпираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.Выразите своѐ отношение к прочитанному.Прокомментируйте часть текста, которая показалась вамнаиболее интересной.Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
«Ни один наставник не должензабывать, что его главнейшаяобязанность состоит в приучениивоспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»К.Д. Ушинский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ