по книге Д.С.Лихачёва «Земля родная». по книге Д.С.Лихачёва «Земля родная». Глава «Катеринушка закатилась»
приблизить нравственный опыт Лихачёва к жизни современного ребёнка, помочь ребёнку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я; приблизить нравственный опыт Лихачёва к жизни современного ребёнка, помочь ребёнку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я; обучать ведению диалога-рассуждения; задуматься о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях; научиться заботиться не только о себе, но и о других людях.
прочтение текста Лихачёва не только как историографического, мемуарного материала, но и как образца прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля; прочтение текста Лихачёва не только как историографического, мемуарного материала, но и как образца прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля; развитие творческих способностей учащихся; навыков выразительного, вдумчивого чтения, монологической речи, умений отстаивать свою точку зрения, аргументировать; воспитание отзывчивости, чуткости, душевности; привитие умений сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями, понимать людей.
портреты Д.С.Лихачёва, интерактивное устройство, книги «Земля родная», «Письма о добром». портреты Д.С.Лихачёва, интерактивное устройство, книги «Земля родная», «Письма о добром». На доске эпиграф к уроку: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Д.С.Лихачёв
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. 1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. 2. Слово учителя. 3. Актуализация знаний. Презентация о Д.С.Лихачёве. 4. Комментированное чтение эпизодов. Диалог – рассуждение. 5. Инсценировка эпизода. 6. Подведение итогов работы по тексту. 7. Чтение воспоминаний дочери Д.С.Лихачёва. 8. Обсуждение. 9. Творческое задание. 10. Итоги урока. 11. Задание на дом.
1. Понравился ли вам рассказ Д.С.Лихачёва? Какие эпизоды запомнились? О ком вы узнали? 1. Понравился ли вам рассказ Д.С.Лихачёва? Какие эпизоды запомнились? О ком вы узнали? 2. Почему Катеринушка была как родная для семьи? 3. Что означали слова бабушки: «Катерина закатилась»? 4. Как вы поняли слова автора о Катеринушке: «Счастье входило вместе с ней в семью»? 5. Кого из героев прочитанных вами произведений напомнила Катеринушка? 6. Чему учит этот рассказ? Над чем заставляет задуматься?
Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний? Как они характеризуют его? Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний? Как они характеризуют его? - «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав. Д.С.Лихачёв – умный, добрый и благодарный человек. Он сохранил в памяти «талант личности», доброту Катеринушки и сумел нам рассказать об этом трогательно и красиво, с юмором. Память автора о прошлом светла, поэтична. Ещё с детства он понял, что люди, общаясь, создают друг друга!
« ...Папа когда-то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа. Издав с заведующей моим отделом И.И. Плешановой альбом о древнерусском прикладном искусстве, коллекцию которого я храню в Русском музее долгие годы, я написала на этой книге: "Моим родителям - лучшим в мире". Я так считаю всегда, и это действительно так...» « ...Папа когда-то сказал, что если бы он не стал филологом, то стал бы архитектором. Он прекрасно рисовал и очень любил строить из песка целые города, замки со рвами, Московский Кремль - и собирал вокруг себя много народа. Издав с заведующей моим отделом И.И. Плешановой альбом о древнерусском прикладном искусстве, коллекцию которого я храню в Русском музее долгие годы, я написала на этой книге: "Моим родителям - лучшим в мире". Я так считаю всегда, и это действительно так...»
9. Домашнее задание. Прочитайте главу из этой книги «О моём учителе», другие главы, подумайте над ними. Как прочитанное характеризует самого автора? Какие из советов Д. С. Лихачева показались особенно необходимыми вам? Попробуйте создать свое небольшое Слово о Д.С.Лихачеве.
1. Лиханов А. А. Повторение пройденного. Письмо учителю // Лихачев Д. С. Заветное. – М., 2006. – С. 256 – 267. 1. Лиханов А. А. Повторение пройденного. Письмо учителю // Лихачев Д. С. Заветное. – М., 2006. – С. 256 – 267. 2. Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1983 3. Письма о добром. – 4 – е изд., испр. и доп. – СПб.: Нотабене, 1994. – 232 с. 4. Праздникова, Г.З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д.С. Лихачева // htpp://www.tsutmb.ru/template/module/aspir/zashita/download/r917.doc 5. Талышева, Л.П. Изучение наследия Д.С. Лихачева в школе // Новосибирский епархиальный вестник. - http://www.orthedu.ru/nev/9-06/uroki.htm 6. Тонконогая Е. П. Д.С. Лихачев "Письма о добром" (педагогический комментарий). - СПб., [2007] 7. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ: сб. / сост. О. Е. Лебедев. - СПб, 2006.