Особенности композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Цели урока:1. Раскрыть идейный смысл рассказа «После бала»2.Раскрыть особенности композиции рассказа «После бала»
Проверка домашнего задания.Вопросы 1.Что хочет сказать писатель своим рассказом читателям?2.Составьте словесный портрет героя( полковника, Вареньки, Ивана Васильевича (на выбор) по плану: -внешний вид,поведение, поступки, отношение к окружающим.
Вопросы для анализа рассказа «После бала»1.Почему рассказ назван не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительную часть?2. Как объяснить поведение отца Вареньки – его характером или порядками в тогдашней армии?3. Можно ли сказать, что рассказ Л.Н.Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно? 4. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят , по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Вопросы для анализа рассказа «После бала»5. Назовите отличительные черты полковника и его поведение на балу.6.Что было общего у отца и у дочери?7.Откуда видно, что полковник заботливый и любящий отец?8. Кого напоминает полковник?
Вопросы для анализа рассказа «После бала»(Лев Николаевич не зря подчеркивает сходство полковника с императором Николаем 1 (усы, как у царя; николаевская выправка; сапоги, «построенные батальонным сапожником»).Читаем воспоминание Анны Федоровны Тютчевой о Николае 1 и о смерти его.(1)Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.)
Вопросы для анализа рассказа «После бала»9.Почему внимательный и любящий отец оказывается жесток по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком?10. По убеждению Л.Н.Толстого , в ходе русской истории возникло две России – Россия образованная, далёкая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем - реалистом, он изображает ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно – исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя Л.Н.Толстого в рассказе?
Особенности композиции рассказа.Композиция произведения - расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.Композиция помогает нам лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Особенности композиции рассказа.Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая часть посвящена описанию бала . Вторая часть - сцена страшного наказания солдата .
Особенности композиции рассказа. Обобщение.Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.
Работа с иллюстрациями.Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?
Работа с иллюстрациями.
Работа с иллюстрациями.
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 1. Жанр произведения:а) повесть; б) очерк; в) рассказ.2. Раскрытию идеи произведения помогает:а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение.3. Число рассказчиков в произведении:а) один; б) два; в) несколько. 4. Авторская позиция:а) скрыта;б) выражена в авторском повествовании;в) передана одним из персонажей.
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 5.Роль вступления в произведение:а) показать время и место действия;б) познакомить с участниками событий;в) познакомить с рассказчиком.6. Поворотом одной и той же стилистической фигуры («…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась … статная фигура полковника…») автор:а) воспроизводит унылый свист флейты;б) показывает полковника в новой роли;в) передает ужас совершающегося .
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 7. Произведение заставляет задуматься о:а) судьбе полковника;б) личной ответственности человека за жизнь общества;в) любви Ивана Васильевича.8. Тема произведения:а) повествование о любви Ивана Васильевича;б) рассказ о полковнике;в) показ николаевской России.
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 9. Образ полковника:а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.10. Тон повествования в этом произведении:а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.
Домашнее заданиеНапишите отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала»(используйте план работы)
Домашнее заданиеОтзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит— тезис (мнение читателя о произведении)— доказательства справедливости этого тезиса— вывод (общая оценка произведения). В работе над отзывом вам помогут следующие вопросы1. Какова тема и основная мысль произведения?2. Где и когда происходят изображённые в произведении события?3. Какие места в рассказе произвели на вас наиболее сильное впечатление?4. Кто из героев особенно понравился или не понравился и почему?5. Что вам запомнилось, что показалось необычным?6. Над какими вопросами рассказ заставил задуматься?7. Помогли ли вам лучше понять рассказ помещённые в нём иллюстрации?