Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) Этапы биографии и творчества.
1818-1883
Главное в нём – это его правдивость. Л.Н.ТолстойОн быстро угадывал новые потребности , новые идеи, вносимые в общественное сознание , и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос , стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество. Н.А. ДобролюбовВ теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева. Н.В. Гоголь
Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова) Герб рода ТургеневыхСергей Николаевич ТургеневСпасское-Лутовиново. Усадебный дом. Фотография В. Каррика. 1883.
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново Столовая ещё при матери Тургенева была одной из парадных комнат до-ма. Сюда к строго установленному часу собирались управляющий, про-живалки и другие домочадцы, допу-щенные к барскому столу. В центре комнаты - большой раздвижной ду-бовый стол, вокруг него старинные дубовые стулья, фанерованные ка-рельской берёзой. Возле стены – бу-фет красного дерева прекрасной ра-боты , выполненный в классических пропорциях стиля ампир.
Непосредственно к столовой примыкает небольшая комната, которую в Спас-ском называли малой гостиной. В малой гостиной был широкий и просторный диван"в турецком вкусе", который с давнихлет получил прозвище "самосон". Его помнили многие гости Тургенева, о нём не раз вспоминал и сам Иван Серге-евич. Уже после смерти Тургенева М.Г. Савина, увидев "самосон", воскликну-ла:"Родной "самосон"! Сколько на нём сиживалось, леживалось, спорилось, периживалось.
Большая гостиная, также как и столовая, принадлежала к парадным комнатам дома. Она обставлена прекрасной мебелью красного дерева: овальный стол с резной тумбой, оканчивающийся звериными лапами; диван, обтянутый зелё-ным плюшем с подлокотниками в виде грифонов и фризом на античный сю-жет на спинке; мягкие кресла с позолочеными спинками. Обстановку гостиной дополняло старое трюмо тоже красного дерева и бюро-секретарь с откидной доской на шарнирах и множеством маленьких ящиков внутри.
Это рабочая комната писателя, место, где он оставался наедине со своими твор-ческими раздумьями, где создавались его важнейшие произведения. Облик этой комнаты сложился уже в 1850-е годы, вскоре после смерти матери Тургенева и почти не менялся во время приездов сюда писателя. На письменном столе ручка писателя (к концу жизни он писал уже не гусиным, а стальным пером. Над столом -портреты В.Г.Белинского и М.С.Щепкина.
Комната Захара с одной стороны примыкает к савинской комнате, с которой сообщается через коридор; а с другой - к малой гостиной. Она получила своё название потому, что в последние приезды Тургенева здесь бессменно обитал бывший камердинер писателя Захар Федорович Балашов.
К комнате Захара и столовой примыкает девичья. Свое название она сохранила со времён В.П.Тургеневой, при которой неизменно состояло большое число жен-ской прислуги. Здесь шили бельё, пряли кружева, вышивали крепостные девуш-ки, Тургенев отпустил дворовых на волю и комната опустела. В ней уже никто не жил постоянно. Лишь в приезды Тургенева и гостей здесь на время поселялась прислуга. Как и в комнату Захара в девичью постоянно переходили вещи, отслу-жившие свой век в парадных комнатах дома.
Эта комната расположена в одной из первых пристроек дома, сделанных после пожара в 1839 году. Ею особенно была довольна В.П.Тургенева. Она же и дала комнате название "казино", то есть комната для свободных занятий , где можно было гостям уединиться от остального общества, поиграть в карты и чувствовать себя более сводным от строго регламента, соблюдавшегося в остальных комнатах дома.
Библиотека Тургенева занимает самую большую комнату дома. Она располо-жена в специальной пристройке с окнами выходящими на обе стороны. Сте-ны библиотеки сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты - тяжёлый домодельный биллиард, крытый зелёным сукном. Библиотека одна из основных комнат дома, она дает представление о высокой культуре писателя и широте его интересов.
Название "савинской" она приобрела с 1881 года. Эту комнату заним-ала тогда приехавшая гостить к Ивану Сергеевичу известная артистка Ма--рия Гавриловна Савина, а первоначально комната эта предназначалась так-же для приезда гостей. Савина гостила в Спасском в течение пяти дней в июле 1881 года. В Спасском у Тургенева и Савиной сложились особенно дове-рительные и искренние отношения. После отъезда Савиной из Спасского Тургенев писал ей: «Ваше пребывание в Спасском оставило неизгладимые следы... Комната в которой вы жили так навсегда останется Савинской».
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет. Акварель неизвестного художника
Московский университет Художник Г. И. Барановский . 1848
Берлинский университет Литография. 1840-е гг
«Записки охотника»(1852) В первом номере «Современника» за 1847 года был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», с пометкой после заглавия: «Из записок охотника».В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой
«Рудин»1856 Рудин на баррикаде. Автор Д.Н. Кардовский. 1933Рудин у Ласунских (Рудин говорит). Автор В.А. Свешников.
«Дворянское гнездо»1859 Титульный лист рукописи романа «Дворянское гнездо»Автограф. 1859Иллюстрации к роману "Дворянское гнездо". Автор К.И. Рудаков.
«Накануне»1860 Титульный лист рукописи романа «Накануне» Автограф. 1860
«Отцы и дети»1862 Базаров. Художник Д. Боровский. 1980Старики родители на могиле сына Автор В.Г. Перов.
«Дым» 1867 Титульный лист рукописи романа «Дым». Автограф. 1867
«Современник» Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856Писатели — сотрудники журнала "Современник".Вверху: И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой. Внизу:Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. Литография В. Тимма. 1857
И. С. Тургенев в мантии доктора Оксфордского университета. 1979 г. Жорж СандГи Де МопассанГюстав ФлоберЭмиль Золя
Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве. Автор А. М. Опекушин Открытие памятника Пушкину в Москве. Рисунок М.Чехова. 1880Открытие памятника Пушкину в Москве 6 июня 1880. Рисунок неизвестного
И.С. Тургенев во время болезни. Гравюра Ю.С. Барановского по рисунку К. Шамеро. 1883.
Тургенев был человек высоко-развитый, убеждённый и ни-когда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем созна-тельным постоянством, которое и составляет его главную и неоценённую за-слугу перед русским общест-вом. В этом смысле он явля-ется прямым продолжате-лем Пушкина и других сопе-рников в русской литературе не знает. М.Е.Салыков-ЩедринПосмертная маска и слепок руки И.С.Тургенева
Гравюры похорон Тургенева из журнала «Всемирная иллюстрация», опубликованные во время этих событий в Петербурге
Надгробие на могиле И.С. Тургенева. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки»
Памятник И.С. Тургеневу в Санкт-Петербурге на Манежной площади
И.С. Тургенев. Художник К.Маковский. 1871 И.С. Тургенев. Художник В. Перов. 1872 И.С. Тургенев.Художник И. Репин. 1879г