Звуковое строение стихов Пушкина и Тукая Пушкин ... Тукай ... Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Тукай! На небосклон мировой поэзии он взошёл крупной и яркой звездой, и, запрокинув голову, сразу увидишь эту звезду в созвездии Пушкина. Почему именно Пушкина? А потому, что очень многое роднит этих поэтов разных времён и разных языков.
Цель исследования: Исследование наиболее употребляемых языковых средств (фонетических) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются творения Пушкина и Тукая. Задачи исследования: 1.Дать сведения о выразительных фонетических средствах на примере их употребления в текстах Пушкина и Тукая. 2.Сопоставить тексты (отрывки) произведений на русском и татарском языках, чтобы выявить закономерности использования языковых средств. 3. Понаблюдать над звуковой, интонационной организацией поэтических произведений Пушкина и Тукая; привести примеры использования в поэтических произведениях такого средства художественной изобразительности, как анафора.
Языковые средства - АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы.ЭВФОНИЯ — (греч. euphoia, от eu хорошо, приятно, и phoe звук). Благозвучие слов, удачный подбор звуков, гармоническая последовательность гласных и согласных. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка) .
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взоры «Зимнее утро» Скажи, как падает письмо из-за решетки,Как златом усыплен надзор угрюмой тетки;Скажи, как в двадцать лет любовник под окномТрепещет и кипит, окутанный плащом. «К вельможе» “Шүрәле”Бу Җегет абзаң булыр бу,бик белеп тор син, энем!Урта бармак буйлыгы бар маңлаенда мөгезе...Гадәтем: ялгыз кешеләрне кытыклап үтерәм...Истән чыкмый монда минем күргәннәрем,Шатлык белән уйнап гомер сөргәннәрем... “Туган авыл”
Заключение Подобных примеров можно привести произвольное количество: каждый стих Пушкина и Тукая, за очень, очень редкими исключениями, есть яркий пример. Обращение к произведениям великих поэтов дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются творения двух великих поэтов. Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, приближает к разгадке авторского замысла, позволяет увидеть неповторимое своеобразие языка Пушкина и Тукая.