Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга
История создания Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 : « И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.
Булгаков сделал 8! редакций. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940). Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова в журнале «Москва» №11 за 1966 и №1 за 1967г. с купюрами, в сокращённом журнальном варианте.
Названия романа М.Булгакова «Черный маг» «Консультант с копытом» «Копыто инженера» «Великий канцлер» «Сатана» «Черный богослов» «Он появился» «Князь тьмы» «Мастер и Маргарита»
Жанр произведения Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи. В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов.
Жанр произведения философский фантастический сатирический исторический буффонада (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры любовный бытовой автобиографический
Композиция Роман в романе (32 главы ) О судьбе Мастера, о Понтии Пилате 2 пласта времени библейское современное Булгакову 30 годы I века новой эры 30 годы хх века События происходят перед Пасхой
Композиция М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. “– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)
«Два мира. Параллели и отражения» Мир Москвы 30-х гг. 20в. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия). В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т. д.
Система образов романа Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри Мастер и Маргарита
Система образов романа Воланд и его свита Москва и москвичи
Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним ершалаимским, вечным потусторонним и современным московским». Воланд и его свита выполняют роль связующего звена между тремя мирами: «древним ершалаимским, вечным потусторонним и современным московским».
В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.
http://www.2do2go.ru/msk/events/8668/moskva-mastera-i-margarity-s-poseshcheniem-muzeya http://news.students.ru/2010/03/21/master_i_margarita.html http://anni-sanni.com/?p=2382