Анализ эпизода романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» «Великий бал у Сатаны»
Глава «Великий бал у Сатаны» является кульминационной в романе. Это решающий момент в развитии характеров персонажей (Маргариты и Волонда). В этом эпизоде решается проблема милосердия, которая связана с образом Маргариты. Даже став ведьмой, эта героиня не теряет самых светлых, человеческих качеств.
Глава начинается с подготовки Маргариты к балу, где она должна быть королевой. Её омывают кровью, розовым маслом и одевают в туфельки из лепестков роз. На шею одевают тяжелый медальон с изображением пуделя: «Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, украшение тянуло её согнуться». Маргарита трижды появляется на балу: первый раз чтобы поприветствовать гостей, второй - чтобы они не «почувствовали себя брошенными» и в третий - при выходе Воланда.
Главные действующие лица 23 главы
Маргарита Практически всё действие сконцентрировано вокруг Маргариты. Очень часто бал показывается её глазами: «улетая, Маргарита видела…», «Маргарита попробовала оглядеться», «Маргарита перестала видеть то, что происходит в швейцарской…» Работа королевы оказалась нелёгкой, но героиня с честью выдерживает все испытания, так как от этого зависит судьба Мастера. А ведь ради любви, как уже понятно, она способна на всё.
Воланд появляется в самом конце бала. Он демонстрирует перед гостями и королевой свою силу. Выпивает из недавно живой головы Берлиоза ещё горячую кровь барона Майгеля, шпиона и наушника, и его наряд преображается: «Исчезла заплатанная рубаха и истоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». Неслучайно он говорит: «Я пью ваше здоровье, господа!» Эта фраза звучит одновременно и как тост, и как проклятье. После того как глоток сделала и Маргарита, гости рассыпаются в прах… Воланд
Очень помог Маргарите на балу Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и, вообще, направлял её и подбадривал. Бегемот
Несмотря на силу, которую демонстрирует Сатана, его власть иллюзорна. Он ведает только смертью и грехом, на его балу, кроме Маргариты, нет ни одного живого человека. Всё великолепие происходящего превратилось в прах: «Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потёк запах склепа». В этих последних словах отчетливо звучит голос автора.
Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они женщины. Ряд мнимых отравителей на балу завершает «кто-то новенький». Чувствуется в этом ироническом «кто-то новенький» какой-то зловещий намек, недомолвка. На балу оказывается еще один участник процесса «правотроцкистского блока». Его прототип - Бухарин. http://www.youtube.com/watch?v=F1vkXeaJn4M
Вывод Главное - фантастический эпизод бала представляет собой скрытую метафору сцепления жизни и смерти. Примерно на пятнадцати страницах М.А. Булгаков разворачивает целую мифологическую картину мира. Заранее обозначены два полюса: Маргарита (душа), ассоциирующаяся с христианским мученичеством, и Воланд (кровь), напоминающий о языческом мировосприятии; и логика развития событий чётко обозначена движением от праха (небытия) к воскрешению (мнимому), а затем к смерти и тлению, обещающему жизнь вечную.
Список литературы http://www.bestreferat.ru/referat-8938.html http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/bulg/dunaev/ http://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-master-i-margarita http://mastermargarita.ucoz.ru/index/0-27