Иннокентий Анненский Мир природы и человекаАвтор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
УчительА тот, кого учителем считаю,Как тень прошёл, и тени не оставил.Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,И славы ждал, и славы не дождался,Кто был предвестьем, предзнаменованьем,Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —И задохнулся...А.А.Ахматова(Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945)Что сказано в нём об Анненском-человеке и особенностях его поэзии?
Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника.Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность.Был директором Царскосельской гимназии.Стихи начал печатать поздно, в начале 1900-х годов.Он выступал также как литературный критик.Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910) Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.
У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона.
«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обновил весь русский стих.»«Он менял не форму стиха, - наполнение.»«Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.»«Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.»«Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.»«И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)
Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»).Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»).Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»).Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»).Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка»).Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»).Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»).Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).
Поэт пишет о лирическом я, которое «жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль, перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности», «Мучительный сонет» и другие.С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. <…> Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский)
«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной – только по совпаденью – влажный, почти парной, когда зелень темней от сочности, когда солнце ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада.Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые… Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал… Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно создающегоочаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?.. Нет, слова мало для этого… Слово слишком грубый символ … слово опошлили, затрепали, слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.»
Задание №2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет».Что сближает письмо и стихотворение?Как и в чём их объединяет позиция автора?Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова?Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?
Какие детали земной жизни названы в стихотворении?— Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ:“И музыки мечты, ещё не знавшей слова...”— Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки? — Можно ли сделать вывод о том, что уже в поэтике первого трилистника проявились элементы символистских и акмеистических систем?
Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балконГлядит туманный диск луны, еще бестенной,И в безнадежности распахнутых окон,Уже незрячие, тоскливо-белы стены. Сейчас наступит ночь. Так черны облака...Мне жаль последнего вечернего мгновенья:Там все, что прожито, - желанье и тоска,Там все, что близится, - унылость и забвенье.Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,И где разорвано и слито столько туч...Он как-то ближе розовых закатов.
«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток? О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, — желанье и тоска, // Там всё, что близится, — унылость и забвенье”.Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?
Задание №3 Поэзия Анненского ассоциативна.«Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья поэтической логики. Но эти звенья почти всегда восстановимы.» Л.Гинзбург
Полюбил бы я зиму,Да обуза тяжка...От нее даже дымуНе уйти в облака.Эта резанность линий,Этот грузный полет,Этот нищенский синийИ заплаканный лед!Но люблю ослабелыйОт заоблачных нег -То сверкающе белый,То сиреневый снег... «Снег"И особенно талый,Когда, выси открыв,Он ложится усталыйНа скользящий обрыв,Точно стада в туманеНепорочные сны -На томительной граниВсесожженья весны.
Какая верность взгляда, и какой твёрдой рукой это написано! Но почему, например, снег синий? Какова здесь логика эпитета?Зима – грузная, зима – обуза, с нею трудно. Лёд – синий, обнажённый, лишённый покрова; нищ тот, кто всего лишён, предоставлен холоду. Синева льда сцеплена с нищенством. Дальнейший ход ассоциаций: нищенский – заплаканный. Но лёд заплакан, вероятно, ещё и потому, что местами подтаял и на нём проступает вода. Тяжесть и холодная обнажённость окончательно осмысляются в единстве со второй частью стихотворения.
Но люблю ослабелыйОт заоблачных нег -То сверкающе белый,То сиреневый снег...И особенно талый,Когда, выси открыв,Он ложится усталыйНа скользящий обрыв,Точно стада в туманеНепорочные сны -На томительной граниВсесожженья весны.Прочитайте три четверостишия стихотворения «Снег» и попытайтесь показать единство двух его частей, о которых говорит Л. Гинзбург.Объясните дальнейшую цепь ассоциаций образов.
Использованная литература. Учебник литературы под редакцией Ю.И.Лыссого.Материалы сети Интернет.