Игорь Васильевич Лотарев (1887 – 1941)
В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец. Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец. Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет.
Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год ( стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели. Впервые опубликовался во втором номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год ( стихотворение «Гибель Рюрика» под фамилией Игорь Лотарев). Издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.
Всероссийскую известность приобрел в 1910 г., когда Л. Н. Толстой уничтожающе отрицательно отозвался о стихах Северянина. Этот отзыв попал в газеты и, как писал сам поэт, «...с тех пор каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого <...> меня стали бранить все, кому не было лень». Известности Северянина много способствовали В. Я. Брюсов и Федор Сологуб. Всероссийскую известность приобрел в 1910 г., когда Л. Н. Толстой уничтожающе отрицательно отозвался о стихах Северянина. Этот отзыв попал в газеты и, как писал сам поэт, «...с тех пор каждая моя новая брошюра тщательно комментировалась критикой на все лады, и с легкой руки Толстого <...> меня стали бранить все, кому не было лень». Известности Северянина много способствовали В. Я. Брюсов и Федор Сологуб.
Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма. Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"). Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.
Эгофутуризм Э гофутури зм — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Поэты, примыкавшие к эгофутуризму: Игорь Северянин (основатель),Сергей Алымов,Вадим Баян, Василиск Гнедов,Грааль-Арельский,Георгий Иванов,Рюрик Ивнев,Иван Игнатьев,Павел Кокорин,Дмитрий Крючков,Иван Лукаш,Константин Олимпов,Георгий Шенгели,Вадим Шершеневич,Павел Широков.
Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бо льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бо льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души. Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла. Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла.
В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. В 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Ей он посвятил около двухсот стихотворений, в том числе "Поэзу голубого вечера" и "Поэзу счастья". Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Ей он посвятил около двухсот стихотворений, в том числе "Поэзу голубого вечера" и "Поэзу счастья".
«Поэза голубого вечера» Мы ехали с тобою в бричке Широкою и столбовой. Порхали голубые птички, Был вечер сине-голубой. Из леса выбежала речка И спряталась, блеснув хвостом. О речка, речка-быстротечка! О призрак, выросший кустом! Плясали серые лисички На задних лапках pas de grace. Мы ехали с тобою в бричке И бредили, — который раз.
В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".