Фантастическое становится реальным Гротеск и фантастика в петербургских повестях Н.В. Гоголя.
Петербургские повести рождают у читателя неложное ощущение новых открытий в самых простых вещах.
Живёшь в Петербурге – интересны попытки писателя раскрыть дух города.
Жизнь, описываемая в петербургских повестях, - жизнь обычных «маленьких людей», и поэтому она узнаваема читателем.
Петербургские повести издавались в период с 1835 по 1842 год и никогда не выделялись Гоголем в единый цикл.Отчего же в сознании читателей прочно укрепилось понятие «петербургские повести»?
Место действияЭпохаЕдиный принцип повествования на основе фантастики и гротеска, которые определяют структуру образов и дают ключ к пониманию замысла произведенийОбраз города, созданный писателем
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.
Роль гротеска - описательно-выявительная: «Здесь вы встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные…»Главными чертами Невского проспекта становятся изображения отдельных деталей одежды людей, проходящих по «улице-красавице».
Гоголь использует приём метонимии, или «опредмечивания», нагнетая атмосферу и превращая описание Невского в собирательный гротескный образ.
В повести «Нос» фантастическая составляющая гротеска достигает своего максимума и выводит в пространство абсурда: у главного героя уходит нос, превратившись в высокопоставленного чиновника.
В Петербурге опять «страдает» «маленький» человек?
Пропажа носа – возмездие, майору Ковалёву, заменившему в себе человека чином.
«Шинель» - история мелкого чиновника из Петербурга, который в переписывании бумаг видел смысл жизни.Образ Акакия Акакиевича – один из самых сложных образов маленького человека в русской литературе.
С наступлением необычно продолжительных морозов единственной мечтой Акакия Акакиевича стала новая шинель.Пройдя испытания (пусть не имеющие героического масштаба!), Акакий Акакиевич исполнил свою мечту. Но… был ограблен(!) петербургскими разбойниками.
Гротеск в этой повести - тоже возмездие. Это возмездие маленького человека целому миру, миру жестокому и равнодушному к его судьбе.
Таким образом, гротеск - образный стержень петербургских повестей. Это способ художественного выражения искажённого, бездуховного существования Петербурга и его обывателей – существования, которое провоцирует возмездие, равное по абсурдности и фантастичности самому бытию. Потому образ возмездия тоже гротескный.