«Два имени, две судьбы»(О дружбе Н.Я Бичурина и А. С. Пушкина)Тип проекта: исследовательскийМежпредметный: чувашская и русская литература, историяАвтор проекта: учащаяся 11 «А» класса Осипова ЕвгенияНаучный руководитель: Павлова Н.В, учитель чувашской литературы
Друзья Бичурина
АктуальностьАктуальность данного проекта неоспорима. Познакомившись с творчеством выдающегося учённого, синолога Н. Я. Бичурина, мы пришли к выводу, что сын чувашского народа являлся вдохновителем и собеседником выдающегося русского классика А. С. Пушкина. Именно любовь к Китаю сблизила двух гениальных людей. В этом плане данный проект является хорошим практическим пособием для старшеклассников. Благодаря созданию и реализации данного проекта, учащиеся получают прекрасную возможность использовать информацию на уроках чувашской и русской литературы.
Цель проектаУвековечить память о наших землякахЗадачи проектаВыявить важность исследований Н. Бичурина как востоковеда и учёного.Доказать, что труды Бичурина легли в основу произведений русского классика А. Пушкина.Повысить мотивацию учеников к предмету чувашская литература.
Этапы проектаПодготовительныйПоиск материала по данной теме, его систематизацияОсновной этапИзучение собранного материала, составление тезисовЗаключительныйПодведение итогов и защита проектасоздание наглядного учебного материала в форме буклета, который могли бы использовать школьники на уроках
Пути реализацииЧтобы реализовать данный проект необходимо:- Выявить мотивированных учащихся Создать инициативную группу учащихся для обсуждения проблем и задач проекта- Ознакомиться с творчеством Пушкина и Бичурина- Выявление общей проблемы и формулировка гипотезы- Сбор и обработка необходимой информации- Анализ и обсуждение полученной информации- Исследование данных в соответствии с выдвинутой гипотезой- Обсуждение и утверждение формы защиты проекта- Защита проекта - Создание электронного учебного материала для уроков литературы
Методы исследованияОбсуждение и анализ полученной информацииАнализ трудов БичуринаАнализ произведений Пушкина, в которых применяются исторические факты, взятые из трудов БичуринаАнализ проведённого опроса
Выявление и формулировка общей проблемыЯвлялся ли Н.Я.Бичурин вдохновителем и собеседником А.С.Пушкина?Беседа Н.Я Бичурина и А.С.Пушкина
Анкетирование среди учащихся 11 классаЗнаете ли вы о дружбе Н.Я.Бичурина и А.С.Пушкина?Хотели бы вы расширить свои представления в этой области?
Темы исследований:Знакомство Н.Бичурина и А. ПушкинаЧерпание А. Пушкиным фактов для своей работы из трудов Бичурина.Реализация планов и замыслов Пушкина Бичуриным
«Наиглавнейшее – это сама жизнь. Надо радоваться каждому новому дню, как благу, ниспосланному тебе свыше» Н.Я.БичуринА.С. Пушкин и Н.Я.Бичурин на берегу Невы
«Александр Сергеевич, опять дарю от чистого сердца, яка переводчик сей удивительной книги…» Н.Я.Бичурин
Пушкин не только читал, но даже изучал труды Бичурина, черпая из них факты для своей работы. «Прочел с превеликим интересом. И совершенно с вами согласен: это прелюбопытная маленькая энциклопедия. Три слова в стихе – и бездна мысли…Нет, эта тоненькая книжка может дать для понимания любезного вам Китая больше, нежели толстые тома». отзыв А.С.Пушкина
Никита Яковлевич БичуринИмя Никиты Бичурина стоит отдельной строкой в истории востоковедения России. Он является основоположником научного китаеведения России. Перу монаха Иакифа принадлежат свыше 100 серьёзных исследований, статей, переводов, исторических географических произведений.
Родовое дерево Бичуриных
Александр Сергеевич Пушкин«Глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком» А.С.Пушкин
Пушкин мечтал об этой поездке. Вдохновлённый поэт написал следующие строки:Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,Куда б ни вздумали, готов за вами яПовсюду следовать, надменной убегая:К подножию ль стены далекого Китая,В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,Где Тасса не поет уже ночной гребец,Где древних городов под пеплом дремлют мощи,Где кипарисные благоухают рощи,Повсюду я готов. Поедем… но, друзья,
Приводя в «Истории Пугачёва» отрывок из рукописи Иакинфа Пушкин писал:«Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком.»
В ходе работы над «Историей Пугачева» А.С.Пушкин побывал на родине своего друга Н.Я.Бичурина А.С.Пушкин принял участие в обряде чувашской свадьбы . Поэт был поражен красотой чувашского наряда невесты, песнями, танцами.
Заключение Итак, мы пришли к выводу, что именно Никита Бичурин и Александр Пушкин являются частью России, её гордостью с мировым именем. Среди имён, оставивших след в развитии культуры чувашского народа они занимают видное место. Именно Н. Бичурин стал вдохновителем и собеседником для А. Пушкина. Пушкин же в свою очередь был покровителем и единомышленником Н. Бичурина . Общение с Бичуриным не осталось бесследным для великого классика русской литературы. Оказалось, что в ходе этих общений были написаны труды Пушкина(роман «Капитанская дочка»). В ходе своего исследования мы доказали, что изучение предмета чувашской литературы является прямым дополнением к предмету русской литературы.