Детские годы А.Гайдара.Вы родом из детства?.. Он—из революции!!!Учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.Заливина Ирина Борисовна
Родился в 1904, городе Льгов Курской области. Отец сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар штаба 35-й дивизии, член партии. Умер. Мать—учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. Умерла.А. ГАЙДАР. АВТОБИОГРАФИЯ, 1941 Со слов отца и матери, это была счастливая пора их жизни. Отец любил свою профессию педагога, а в свободные от занятий вечера они вместе с матерью занимались самообразованием, изучали французский и немецкий языки.Н. ПОЛЯКОВА-ГОЛИКОВА. НАШЕ ДЕТСТВО.
Необыкновенное в биографии А. Гайдара начинается с его родословной. Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова, дочь офицера, приходилась шестиюродной племянницей М. Ю. Лермонтова. Конечно, этот факт имеет не столько анкетное, сколько символическое значение и не может не волновать наше воображение. Невольно хочется связать с ним корни поэтического таланта Гайдара.
Хотя талант вполне возможно связать и с его отцом, Петром Исидоровичем Голиковым, обладавшим легким, живым слогом и склонностью к сочинительству. Именно своей одаренностью, духовным богатством и широкой начитанностью покорил он, тогдашний семинарист, гимназистку Наташу, которая по примеру любимых литературных героинь, пренебрегая сословными предрассудками и вопреки отцовской воле, выходит замуж за скромного учителя, только что получившего диплом и направление в Льговскую начальною школу (Курской губернии). К тому времени, окончив гимназию, она сама получила право преподавать в младших классах и поэтому, прибыв на новое место, вместе с мужем приступила к педагогической работе.
Здесь, в небольшом уездном городке, 22 января 1904 года родился первенец, нареченный Аркадием то ли в честь деда, то ли по символике самого имени, означающего «счастливый». Начиная с детства на всю жизнь Гайдара наложила печать революционная эпоха. Его родители, молодые, преисполненные высоких идеалов учителя, вели разностороннюю просветительскую работу среди заводского люда. Накануне и в годы первой русской революции они активно помогали революционерам, хранили нелегальную литературу, предоставляли убежище для преследуемых подпольщиков.
С наступлением черных дней реакции, опасаясь чинимой повсюду расправы, Голиковы вынуждены были покинуть обжитые места. В 1908 году с тремя детьми (родились еще Наташа и Оля) они уезжают в далекий Нижегородский край, а вскоре перебираются и в сам город Нижний. В начале лета 1912 года семья Голиковых оказывается в старинном городке, ставшем для будущего писателя, по его признанию, второй родиной.
Н.П.Полякова-Голикова, сестра писателя, в книге «Наше детство» писала: «Со слов отца и матери, это была счастливая пора их жизни. Отец любил свою профессию педагога, а в свободные от занятий вечера они вместе с матерью занимались самообразованием, изучали французский и немецкий языки… Отец, кроме того, увлекался пасекой, огородом, который он сам развел, а также любил, по его выражению, «отдохнуть за верстаком». Мастерил он табуретки, скамеечки для ног, полочки для книг и разные мелкие вещи».
Очень скоро Голиковы приобрели в городе репутацию образованных и начитанных людей. Родители всячески поддерживали в семье культ литературы, постоянно занимались художественным развитием детей. Сестра писателя Н. П. Полякова-Голикова, вспоминает: «Папа часто рассказывал нам что-нибудь о жизни и обычаях других народов... Иногда читал нам вслух интересные книжки или же рассказывал смешные басни, а мы, дети, декламировали стишки. И часто, очень часто мы все пели разные песни». (Полякова-Голикова Н. «Заметки о детстве», «Арзамасская правда», 1961г., 25 октября).
Аркадия определяют в двухклассную частную школу, готовившую детей для поступления в реальное училище. В 1912 году он успешно выдерживает вступительные экзамены в это учебное заведение. Учеба в реальном училище имела значение не только для духовного, эстетического развития подростка, но и для профессионального становления будущего писателя. Здесь он впервые приобщился к тайнам поэтического слова, испытал его магическую силу, ощутил потребность в художественном самовыражении.
Глубокому усвоению русского языка и литературы способствовало и первоначальное домашнее развитие, и прекрасно поставленное преподавание филологических дисциплин, и педагогический талант учителя словесности Н. Н. Соколова, всячески поощрявшего творческие увлечения Аркадия. Школьная жизнь Аркадия, кроме захватывающих открытий на уроках, была насыщена участием в сценических представлениях, выступлениями с декламацией на вечерах в женской гимназии, выпуском классного литературного журнала. Во всем заметно было проявление творческой натуры подростка.
Самым ярким увлечением его ученической поры было сочинение стихов. «Тетради со стихами,— вспоминает школьный товарищ А. М. Гольдин,— он носил с собой, в ранце, и иногда читал их на переменах. Выступал Аркадий и на школьных вечерах, хотя больше любил читать в классе. Нам, товарищам, иногда подолгу приходилось упрашивать Аркадия почитать стихи. Он застенчиво улыбался, краснел от смущения, но в конце концов нам почти всегда удавалось его уговорить» (Гольдин А. «Невыдуманная жизнь», М., 1972 г., стр.13). Арзамас. Дом, в котором жили Голиковы. Фото 1960-х годов. С 1964 года— Мемориальный дом-музей А. П. Гайдара.
«…пусть человек лучше коротко живет, но ярко!»Еще совсем мальчуганом, лет одиннадцати, Аркадий прочитал отцу стихотворение, сочиненное про каких-то бабочек-мотыльков, которые кружатся и порхают, но живут всего два денька:Мы кружимся, мы порхаемИ купаемся в лучах,Мы танцуем, мы играем —Вот один из нас зачах...Ну, так что же, не боимся!Кончен наш веселый век.С жизнью, с песнями простимся —Пусть живет так человек!..
«…пусть человек лучше коротко живет, но ярко!»Отец спросил у него: «Значит, ты советуешь прожить человеку так, чтобы он всю жизнь только кружился в развлечениях?» — «Нет, папа,— вспыхнул Аркадий,— я просто хотел сказать, пусть человек лучше коротко живет, но ярко!» (из воспоминаний Н.П.Поляковой-Голиковой).
«Читал я много, но без всякой системы,— признавался позднее Гайдар.— Попадается под руки календарь — читаю календарь. Попадается «Война и мир» Толстого — читаю «Войну и мир», но если после этого подвертывалась поваренная книга, прочитывал ее тоже не без интереса. Разбирая старые отцовские книги, я наткнулся на несколько книжек очень странного для меня содержания. Помню, одна была антирелигиозной, другая Степняка-Кравчинского — о революционерах. Аркадий с сестрами в костюмах после домашнего спектакля.«Среди цветов».
Мне было уже около четырнадцати лет. Книги эти меня удивили и заставили насторожиться». Книга разжигала его пылкое мальчишеское воображение. Под впечатлением прочитанного рано зародилась у подростка мечта о «дальних странах», частенько воплощавшаяся пока лишь в разнообразных выдумках и затеях. Отсюда и желание иметь собственный секретный шрифт, которым он заносил в дневник самые сокровенные мысли и к которому иногда прибегал даже в зрелые годы. Книга вызвала в нем и страсть к играм, особенно военным, не оставлявшую его, по свидетельству современников, на протяжении всей жизни.
Поразительно быстро шло гражданское созревание юного Аркадия, особенно в период революционных событий 1917 года, когда он попадает под влияние большевиков. «Люди эти заметили,— читаем в его автобиографии,— что мальчишка я любопытный, как будто бы не дурак и всегда верчусь около. Понемногу стали они доверять мне и давать разные мелкие поручения... А я бегал, относил, вызывал, а сам все слушал и слушал. И кто такие большевики, мне становилось все понятней и понятней...». Когда же возникали особые трудности, он обращался за советом в письмах к отцу, находившемуся на фронте. В то время Петр Исидорович уже находился в рядах большевиков, вел революционную пропаганду среди солдат, а после Октября был избран полковым комиссаром.
Загадочные письма отца, упорно замалчивавшего военную обстановку, тоже приводили мысли Аркадия в полное смятение. И все же поначалу в кругу мальчишек преобладали воинственные, патриотические настроения. «Папочка, - писал юный Аркадий отцу на фронт, - я знаю, что некоторые присылают винтовки с фронта в подарок кому-нибудь, как это делается?.. Как ты живешь, милый папочка? Нет ли у тебя чего нового? Если приедешь после сентября, привези мне чего-нибудь с войны, а то Тренину прислали винтовку, а у Хоматьяна их 8 штук».Арзамас. Сорокинский пруд, на котором происходили «морские сражения» с участием Аркадия, описанные позднее в повести «Школа».
Революция стала для Аркадия Голикова, как и для тысяч его ровесников, по существу, второй школой, университетом жизни. Еще вчера его занимали обычные мальчишеские забавы, а теперь он был всецело поглощен общественной жизнью города. Целыми днями пропадал юноша на бесконечных митингах, сходках, собраниях, где кружили голову бурные речи ораторов, обжигая сердце пламенными призывами к борьбе, свободе, счастью.
Наши выводы:В жизни, в формировании характера А.П.Гайдара большую роль сыграли его родители: они научили будущего писателя добру, любви к людям; можно сказать, что о преобразованиях в обществе – революцию Гайдар узнал у себя дома.Революция стала для Аркадия Голикова, как и для тысяч его ровесников, по существу, второй школой, университетом жизни. Еще вчера его занимали обычные мальчишеские забавы, а теперь он был всецело поглощен общественной жизнью города. Целыми днями пропадал юноша на бесконечных митингах, сходках, собраниях, где кружили голову бурные речи ораторов, обжигая сердце пламенными призывами к борьбе, свободе, счастью.Аркадий Голиков – один из многих… Но он и неповторим. Его жизнь, обожженная революцией, станет жизнью поэта-воина, поэта, отдающего жизнь, талант людям.
Информационные ресурсы:Камов Б. А. П. Гайдар. Грани личности: Принципы творчества. М., 1979.Мажбич Л. Аркадий Гайдар и читатели-подростки. Калининград, 1968.Орлова Н. Аркадий Гайдар: Очерк творчества. М., 1974. 2-е изд., 1984.Осыков Б. Родина Гайдара. Воронеж, 1972.О с ы к о в Б. Аркадий Гайдар. Литературная хроника. Воронеж, 1975; 2-е изд. Воронеж, 1985.Рыбаков Н. Аркадий Гайдар в Арзамасе. М., 1969; 2-е изд., переработ. доп.: Арзамас - город Гайдара. М.,1974; 3-е изд.: Гайдар в Арзамасе. М., 1984 г.Смирнова В. Аркадий Гайдар; Критико-биографический очерк. М., 1961; 2-е изд., доп. М., 1972 г.