Компьютерная презентация к уроку музыки: “Колыбельные песни - душа нашего народа”…из блока уроков в рамках темы «Фольклор моего народа» Выполнила:учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл.Королёва Светлана Васильевна
« Нет хлеба - песни кажи » Народная мудрость.
Музыкальная загадка Как вы определили, что речь пойдёт о колыбельной?Как звучат колыбельные?Знаете ли вы с начала до конца хоть одну колыбельную? Баю бай, баю бай,Ты собачка не лай.Бело лапа не скули,Мою детку не буди.
Какие вам пели в детстве колыбельные?
“Колыбельные песни - душа нашего народа”
Урок музыки:“Колыбельные песни - душа нашего народа” Пробудить в учащихся интерес к родному фольклору, привить любовь к русской музыке.
Задачи : Образовательная Познакомить учащихся с народными колыбельными, с “Колыбельной песней в бурю”П.И.Чайковского;формировать навык эмоционального и осознанного восприятия музыки, её элементарного анализа. Развивающая Развивать слух, певческий голос, память и мышление. Воспитательная Увлечь учащихся музыкой и пробудить веру в свои силы;воспитывать любовь к окружающему миру; воспитывать уважение и интерес к родному фольклору и к музыке русских композиторов.
Колыбель на Руси называли по разному - люлька, качка, зыбка …
Знакомство с народными колыбельными Задание1:Придумай недостающий текст и исполни колыбельную: Спи малыш, спи крепышЗа стеной скребётся мышь. ………………………… …………………… Используй тряпичную куклу!
Колыбельные - байки о зверюшках Баю бай, баю бай,Ходит кот по лавочке.Водит киску за лапочки. Уж ты, котя-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котя, ночевать,Мою деточку качать.
Колыбельные - байки о зверюшках Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни?В каком темпе, с какими оттенками ты их будешь петь? Наша козонька – коза, Не таращит глаза. За день козонька устала И бодаться перестала.
Попробуйте ответить: Какие инструменты звучали в колыбельных?
Задание2:Придумай свою мелодию и обыграй песенку: Баю бай, баю бай,Не ходи к детке бабай,Коню сена не давай , Баю бай, баю бай.
Народная мудрость Лебедь по поднебесью, Мотылёк над землёю, Карась под водою. Крот себе под землёю норку роет. Рак под тиною сидит, глаз не кажет. Вслушайтесь в слова, о каких сравнениях говориться в них ?
Вывод: Лебедь – человек возвышенный, мотылёк – совсем другой, рак – заблудился или совесть не чиста, крот – сам по себе человек. Думайте, но не судите, каждый выберет свою дорогу в жизни!
Знакомство с музыкой П.И.Чайковского “Колыбельная песня в бурю”
Слушая её, постарайтесь сравнить крестьянскую и композиторскую колыбельные? Охарактеризуйте музыку и её настроение? “ Когда я слушал(а) это произведение, я как будто попадаю (я представляю себе…)
Попробуйте ответить: Когда исполняются колыбельные?Для чего их поют?Главные персонажи колыбельной? Мур... Мур…мур…
Колыбельные песни - фольклор моего народа Иногда нам хочется поделиться своими чувствами с другими, чтобы они представили себе и пережили подобное. Этому нас учит народная, русская музыка. А мы учимся у неё чувствовать, понимать и говорить о ней.
Список литературы: 1. Куприянова Л.Л.Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения – М.: «Мнемозина», 2003.- 48с.2. Науменко Г.М. Детское поэтическое творчество -М.: «Центрополиграф», 2001.-256с. 3. Науменко Г.М. Русские народные колыбельные песни-М.: «АСТ», 2007.-221с. 4. Интернет – ресурсы.