Урок литературы в 11 классе.Учитель: Малахова Е.В.«Чудная власть прошлого». Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) Философская и психологическая Насыщенность бунинской лирики.
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы «…Я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей». И.А.Бунин
Литературные заслуги писателя Две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909).Почетный академик Российской Академии наук. (1909).Удостоен Золотых Пушкинских медалей (1911-1915). Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию (1933).
Этапы жизни и творчества Родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел в родовом имении Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.Стихи начал писать еще в гимназии. В 18 лет становится журналистом. С 1890 г. пишет рассказы. В 1915-1916 г. выходят прозаические сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско». С 1920 жил в эмиграции. Там написаны сборники рассказов «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и др.Скончался в Париже 7 ноября 1953 года.
Поэтический мир Бунина Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Поэтический мир Бунина Бескрайний степной пейзаж... Расписной терем русского леса... Сад, зашумевший от внезапного ливня... Забытый фонтан в кружении золотых листьев... И цветы, и шмели, и трава, и колосья...
Поэтический мир Бунина А.Блок писал о Бунине: “Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии... Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер...», «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём...», «В степи», в поэме «Листопад».
В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок. Листья падают в саду,Пара кружится за парой...Одиноко я бредуПо листве в аллее старой...(«Листья падают в саду»)Я один, а вокруг темнота и поля,И ни звука в просторе их нет...(«Косогор»)Иду один тропинкою лесною,И в синеве вечерней надо мноюСлезою светлой искрится звезда...(«Гроза прошла...»)
И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды.Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.Я на даче один. Мне темноЗа мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной.Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой…Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядойТвой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой.И мне больно глядеть одномуВ предвечернюю серую тьму.Мне крикнуть хотелось во след: «Воротись, я сроднился с тобой!»Но для женщины прошлого нет: Разлюбила – и стал ей чужой.Что ж ! Камин затоплю, буду пить…Хорошо бы собаку купить. И.Бунин «Одиночество» 1903 г.
История создания стихотворения И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? Обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
Степь и небо... Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.В бездонном небе лёгким белым краемВстаёт, сияет облако.Давно слежу за ним...(«Вечер»)Впереди большак, подвода,Старый пёс у колеса, —Впереди опять свобода,Степь, простор и небеса.(«Цыганка»)
Степь, небо, тишина... С образами неба, степи тесно связан образ тишины.Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?Шум, суета мешают думать, размышлять... Они отвлекают от главного — от духовной жизни... Вспоминать тоже лучше в тишине...
Тишина и ветер Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?Скорее всего, нет. В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,Задымись метелью, белою в снегу,Загуди позёмкой, закружись в степи,Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”* * *А в поле ветер. День холодныйУгрюм и свеж, и целый деньСкитаюсь я в степи свободной,Вдали от сёл и деревень.И, убаюкан шагом конным,С отрадной грустью внемлю я,Как ветер звоном однотоннымГудит-поёт в стволы ружья.(«Не видно птиц...»)
Поразмышляем… Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка Бунина». Каково значение этих слов в поэтическом словаре Бунина? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах?
Последний шмель Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и ярки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! 1916 г.
Анализ поэтического текста На основе анализа стихотворения Бунина выделите наиболее существенные, устойчивые приметы “бунинского” пейзажа. Обратите внимание на:— предметные реалии пейзажной картины, рисуемой поэтом;— приёмы “озвучивания” пейзажа;— используемые поэтом цвета, игру света и тени;— особенности лексики (словоотбор, тропы);— любимые образы его поэзии (образы неба, ветра, степи);— молитвы одиночества лирического героя в “бунинском” пейзаже.
Поразмышляем… Сгруппируйте стихотворения Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер...», «На окне, серебряном от инея...», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр...», «Густой зелёный ельник у дороги...», «Листопад».
Выполните задания В приведённых цитатах вставьте на место пропущенного определения или сравнения нужное, выбрав его из приведённых в скобках. По каким приметам вы находите бунинский вариант?а) В дачном кресле, ночью, на балконе...Океана _______________ шум...(колыбельный, зловещий, отдалённый).б)Веет юной радостью с полей.Льётся, как ______ пенье,Звон костёла, славя воскресенье...(тоскующее, серебряное, заунывное)
Выполните задания Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом для создания образа:а) Вот будет ли такаяМолодая старость у других!б)Вся-то ты гудишь блаженным звономПчёл и ос, от солнца золотых.в) «Старая яблоня». “Вся в снегу, кудрявом, благовонном”.г) Незримо по лесам поёт и бродит осень.— звукопись— оксюморон— эпитеты— олицетворение— метафора
Подведем итоги урока Как мы совместим прочитанные стихотворения с темой урока?В чем заключается поэтическое мастерство И.А.Бунина?Каким настроением проникнуты эти лирические тексты? Почему?
Библиотека школьника