Косарева Александра, ДГ2-1
Бегство в Египет После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его". 14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. 15 Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка: "Из Египта призвал Я Сына Моего". (Матфей 2:13-15)
Иногда изображается юноша, идущий, как правило, позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии "братом Господним". Иногда изображается юноша, идущий, как правило, позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии "братом Господним".
Бегство в Египет. Икона, XVIII в. Бегство в Египет. Икона, XVIII в.
Женщина, которая встречается в этой сцене – Саломея, повивальная бабка (согласно евангелию Псевдо-Матфея) Женщина, которая встречается в этой сцене – Саломея, повивальная бабка (согласно евангелию Псевдо-Матфея)
В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают, их заменяют две служанки. В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают, их заменяют две служанки.
В живописи художников, живших к северу от Альп, вообще не принято было изображать кого бы то ни было из сопровождавших Святое семейство в этом путешествии В живописи художников, живших к северу от Альп, вообще не принято было изображать кого бы то ни было из сопровождавших Святое семейство в этом путешествии
Иногда Св. Семейство изображается садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Лодочник в образе Харона как предсказание смерти Спасителя. Иногда Св. Семейство изображается садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Лодочник в образе Харона как предсказание смерти Спасителя.
Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно евангельскому рассказу, в ночь. Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно евангельскому рассказу, в ночь.
Порой художники выбирают момент отъезда, показывая прощание Девы Марии с провожающими Порой художники выбирают момент отъезда, показывая прощание Девы Марии с провожающими
Известны изображения - хотя они и редки, - где Дева Мария в этой сцене совершает свой путь не на осле, а пешком, неся младенца на руках. Известны изображения - хотя они и редки, - где Дева Мария в этой сцене совершает свой путь не на осле, а пешком, неся младенца на руках.
Отдых на пути в Египет Альтдорфер Альбрехт. Отдых на пути в Египет. 1510 г.
Отдых на пути в Египет, Буше, 1737 Отдых на пути в Египет, Буше, 1737
Иногда сцену отдохновения в пути изображали в игривом тоне, с пляшущими купидонами Иногда сцену отдохновения в пути изображали в игривом тоне, с пляшущими купидонами
Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу, иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева. Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу, иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева.
К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с младенцем. Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль. К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с младенцем. Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг. Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг.
Никола Пуссен, Святое Семейство в Египте, 1655 Никола Пуссен, Святое Семейство в Египте, 1655
В евангелии Псевдо-Матфея и Арабском евангелии детства Спасителя рассказывается чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. В евангелии Псевдо-Матфея и Арабском евангелии детства Спасителя рассказывается чудесах, которые произошли по пути Святого семейства.
Избиение младенцев «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.» (Мф. 2:16-18)
Обычно сцена представляет собою сад во дворце Ирода. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне. Обычно сцена представляет собою сад во дворце Ирода. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне.
Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Избиение младенцев. ок. 1379 г. Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Избиение младенцев. ок. 1379 г.
Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) - это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова. Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) - это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова.
Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Художник мозаики церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него.
Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее - порой с леденящими душу подробностями. Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее - порой с леденящими душу подробностями.
Гвидо Рени, Избиение младенцев Гвидо Рени, Избиение младенцев
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии: Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15)
Возвращение из Египта По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте (20) и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. (21) Он встал, взял Младен­ца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. (Мф., 2:19-21)
Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Иисус уже не младенец, а отрок - он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Движение справа налево. Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Иисус уже не младенец, а отрок - он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Движение справа налево.
Питер Пауль Рубенс. Возвращение из Египта. Эскиз. 1614 Питер Пауль Рубенс. Возвращение из Египта. Эскиз. 1614