Презентация учителя словесности ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы Андреевой Аллы Юрьевны
Литература — это когда читатель Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель М. Светлов
Кто он, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ стихотворения? Кто он, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ стихотворения? Определим место героев в тексте. Дадим условное название каждой СТРОФЕ. Задумаемся над стилистическим и экспрессивным оттенком слова ТЕМНИЦА. Увидим ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ (ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ) . Осмыслим, как они окрашивают текст? Проследим за динамикой в стихотворении. Задумаемся над ДЕТАЛЯМИ текста. Поговорим об орле. Проследим АНТИТЕЗУ в стихотворении. О чем нам скажут СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ : ПОВТОР и АНАФОРА? Осмыслим ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ . ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС. С какой целью во ВНУТРЕННЕМ МОНОЛОГЕ орла автор использовал три восклицательных знакам и два многоточия в завершающей строке? Если бы я был художником….
Стихотворение А. С.Пушкина называется «Узник». Ваше предположение: о чём это произведение? Запомните его.
УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормлённый в неволе орёл молодой Мой грустный товарищ махая крылом Кровавую пищу клюёт под окном Расставьте знаки препинания!
- Почему после первой строчки точка, а не запятая? -Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза, потому что… - Кто говорит «Сижу…»? - Кто это «мой грустный товарищ» - Сколько персонажей?
УЗНИК УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
УЗНИК УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Где они находятся? Докажите текстом. Они за решеткой. Оба. Всё время. Гуляют лишь в мечтах.
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
Сижу за решеткой в темнице сырой. Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном… Почему Пушкин слову ТЮРЬМА предпочел ТЕМНИЦА? Почему уточнено, что ОРЕЛ МОЛОДОЙ? Есть ли движение? Выделите глаголы. Задумайтесь над их смыслом. Прокомментируйте деталь. Почему : МАХАЯ КРЫЛОМ (а не КРЫЛЬЯМИ)?
Узник - человек, который находится в заключении. Темница – (?)помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
- Почему орёл «бросает» пищу? - Почему орёл «бросает» пищу? Отвращение? Уныние? Или протест? -Есть ли движение? Выделите глаголы. Дайте комментарий к ним. Побудительная энергия! -Кому принадлежит внутренний монолог (прямая речь)? Единомышленникам! -Обратите внимание на первое слово III-ей строфы.
Строфа- антитеза Строфа- антитеза Почему соседствуют три (!) восклицательных знака? Докажите, что эта строфа – антитеза первой. - Цветовая гамма? Почему её создают не прилагательные, а глаголы? - Что значит фраза «Пора, брат, пора»? Зачем повтор? - Объясните АНАФОРУ «ТУДА…» - «Горы», «морские края», «ветер» - символы какого понятия? - Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени? Кто гуляет? Но ведь оба героя – узники? - Зачем дважды использовано многоточие?
Это произведение о свободе или о неволе? Это произведение о свободе или о неволе? Здесь единоборство невольнического и свободолюбивого начал
1.Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл названия стихотворения Пушкина «Узник»? 2. Выучить и выразительно читать стихотворение «Зимнее утро»