Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №8 г.Буденновска Урок литературы в 6 классе «А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник» Автор: Болхова В.Г. учитель русского языка и литературы Высшая категория Оборудование: мобильный класс, Технология: ИКТ 2007г..
Цели уроказаинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением;рассмотреть стихотворение «Узник».
План урока:1.Вступительное слово учителя о Пушкине.2.Сообщение ученика о детстве Пушкина, его семье. 3.Пересказ статьи о Пушкине-лицеисте.4.Составление устного портрета.5.Выразительное чтение и анализ стихотворения «Узник».6.Самостоятельная работа учащихся.7. Домашнее задание.
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. (Анна Ахматова,1911)
Детские годы: А.С.Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина,принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала.
Настоящим кладезем русской народности была няня поэта- Арина Родионовна Яковлева Все было мудро предназначено Судьбой – и сказки и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светелке- теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала…
1811-1817 гг.- лицейские годы. 19 октября 1811 года- открытие Царско-сельского Лицея, привилегированного учебного заведения для мальчиков из дворянских семей.
Пушкин на экзамене.
План пересказа:1 . Открытие Лицея.2. Знакомство с Пушкиным, воспоминания Пущина о первой встрече с. Пушкиным.3. Первые поэтические опыты Пушкина.4. Пушкин читает стихи на публичном экзамене в присутствии Державина.5. Лицейская дружба в стихах Пушкина.6. Окончание Лицея,столичная жизнь, вольнолюбивые стихи.
Лицейские друзья Пушкина: Антон Дельвиг Иван Пущин Вильгельм Кюхельбекер
Первая проба пера:РОЗА Где наша роза, Друзья мои? Увяла роза, Дитя зари. Не говори : Так вянет младость! Не говори: Вот жизни радость! Цветку скажи: Прости, жалею! И на Лилею Нам укажи.
Анализ стихотворенияКакое главное слово- образ в первом стихе определяет мир чувств и переживаний лирического героя?Как развивается действие во второй строфе?В чем особенность пейзажа в третьей строфе?
Список литературы.1.А.Н. Лебедев «Дидактические материалы по литературе»2.Ф.У.Маранцман «методическое пособие»