PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу
Описание слайда:

А.П.Чехов «Ионыч» Урок литературы в 10 классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста.

№ слайда 2 Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ №22» Череповец
Описание слайда:

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ №22» Череповец

№ слайда 3 Содержание Задание. Композиция художественного произведения. Задание. Композицио
Описание слайда:

Содержание Задание. Композиция художественного произведения. Задание. Композиционный анализ прозаического текста. «Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе. Задание. План рассказа. Задание. Языковая композиция.

№ слайда 4 Задание Дайте определение композиции. Назовите композиционные приёмы и средства.
Описание слайда:

Задание Дайте определение композиции. Назовите композиционные приёмы и средства. Что такое языковая композиция? Назовите типы композиции. Назовите виды композиции.

№ слайда 5 Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего у
Описание слайда:

Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. А.Н.Толстой

№ слайда 6 Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки з
Описание слайда:

Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

№ слайда 7 Композиционные формы прозаической речи. 1.Повествование. 2.Описание. 3.Характери
Описание слайда:

Композиционные формы прозаической речи. 1.Повествование. 2.Описание. 3.Характеристика. Н.Тамарченко

№ слайда 8 Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы комп
Описание слайда:

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы композиции – портрет, пейзаж, диалоги, монологи, характеристика и т. д. В.Кожинов

№ слайда 9 Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов
Описание слайда:

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

№ слайда 10 Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и х
Описание слайда:

Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно- речевых средств. В.Хализев

№ слайда 11 Композиционные приёмы. 1.Повтор. 2.Усиление. 3.Противопо ставление. 4.Монтаж. А.
Описание слайда:

Композиционные приёмы. 1.Повтор. 2.Усиление. 3.Противопо ставление. 4.Монтаж. А.Есин

№ слайда 12 Композиционные приёмы и средства. 1.Повторы и вариации. 2.Мотивы. 3.»Крупный» пл
Описание слайда:

Композиционные приёмы и средства. 1.Повторы и вариации. 2.Мотивы. 3.»Крупный» план, «общий» план, умолчания. 4.Точка зрения. 5.Со-и противопоставления. 6.Монтаж. 7.Временная организация текста. В.Хализев

№ слайда 13 Лингвистическая теория композиции Языковая композиция – сопоставление, противопо
Описание слайда:

Лингвистическая теория композиции Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

№ слайда 14 Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформа ционные). А.Есин
Описание слайда:

Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформа ционные). А.Есин

№ слайда 15 Виды композиции. 1.Кольцевая. 2.Зеркальная. 3.Линейная. 4.Умолчание. 5.Ретроспек
Описание слайда:

Виды композиции. 1.Кольцевая. 2.Зеркальная. 3.Линейная. 4.Умолчание. 5.Ретроспекция. 6.Свободная. 7.Открытая и т.д. А.Есин

№ слайда 16 Задание Какова роль композиционного анализа художественного текста? Что должен у
Описание слайда:

Задание Какова роль композиционного анализа художественного текста? Что должен уметь читатель, чтобы проанализировать композицию? Назовите приёмы композиционного анализа текста. Как анализируется эпизод текста? Какова роль эпизода в тексте?

№ слайда 17 Композиционный анализ художественного произведения Только осознав общий принцип
Описание слайда:

Композиционный анализ художественного произведения Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи текста. В.Одинцов

№ слайда 18 Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структ
Описание слайда:

Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структуры важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Л.Кайда

№ слайда 19 Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его с
Описание слайда:

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его структуре значимые повторы, выявлять семантические переклички, выделять языковые сигналы, определять роль композиционных единиц в составе целого, устанавливать связь повествовательной структуры текста с его внешней композицией. Н.Николина

№ слайда 20 Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, си
Описание слайда:

Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, сильных позиций текста, повторов, противопоставлений, перипетий в судьбе героя, эффектных художественных приёмов и средств. Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции. А.Есин

№ слайда 21 Приёмы композиционного анализа прозаического текста 1.План текста (микротемы), с
Описание слайда:

Приёмы композиционного анализа прозаического текста 1.План текста (микротемы), сюжетная схема. 2.Опорные точки композиции. 3.Повторы и противопоставления. 4.Композиционные приёмы, их роль. 5.Сильные позиции текста. 6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 7.Вид и тип композиции. 8.Роль эпизода в тексте. 9.Система образов персонажей. 10.Смена точек зрения в структуре текста. 11.Временная организация текста.

№ слайда 22 Анализ эпизода прозаического текста Что такое эпизод? Предположение о роли эпизо
Описание слайда:

Анализ эпизода прозаического текста Что такое эпизод? Предположение о роли эпизода в произведении. Сжатый пересказ фрагмента. Место эпизода в композиции текста. Какие фрагменты до и после? Почему именно здесь? Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог. Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте? Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев. Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно в данном эпизоде?

№ слайда 23 Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольк
Описание слайда:

Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные. От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж. Почему? Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры. Вывод. Роль эпизода в произведении. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

№ слайда 24 Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя,
Описание слайда:

Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

№ слайда 25 «Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе Учимся анализировать прозаиче
Описание слайда:

«Ионыч» А.П.Чехова на уроке литературы в 10 классе Учимся анализировать прозаический текст. Композиционный анализ.

№ слайда 26 Задание Составьте простой план рассказа. Составьте цитатный план рассказа. Найди
Описание слайда:

Задание Составьте простой план рассказа. Составьте цитатный план рассказа. Найдите сюжетные элементы. Составьте хронологическую схему. Сопоставьте начало и конец каждой главы. Определите вид и тип композиции.

№ слайда 27 Составить простой план рассказа. 1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2.Л
Описание слайда:

Составить простой план рассказа. 1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2.Любовь(?) Дмитрия к Екатерине Ивановне. 3.Разлука. 4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной. 5.Жизнь Ионыча.

№ слайда 28 Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.
Описание слайда:

Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг). 2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…». 3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…». 4.»…и огонёк в душе погас». 5.»Куда это Ионыч едет?»

№ слайда 29 Найдите сюжетные элементы. 1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. 2.З
Описание слайда:

Найдите сюжетные элементы. 1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. 2.Завязка. Влюблённость. 3.Развитие действия. Свидание, предложение. 4.Кульминация. Дмитрий на кладбище. 5.Развязка. Последнее свидание. 6.Эпилог.Ионыч.

№ слайда 30 Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год
Описание слайда:

Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год. 2.Пара лошадей и кучер Пантелеймон. 1 день. 3.4 года. 4.Тройка с бубенчиками. Несколько лет. 5.Ионыч. Едет не человек, а языческий бог.

№ слайда 31 Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, к
Описание слайда:

Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принёсшая герою, - жизнь, подлинное чувство. В.Линков

№ слайда 32 Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понрави
Описание слайда:

Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась. 2 глава. Прозаические мысли. 3 глава. Равнодушие. 4 глава. Равнодушие. 5 глава. Туркины всё так же человечны.

№ слайда 33 Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы в
Описание слайда:

Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса. З.Паперный

№ слайда 34 Определить вид и тип композиции. Вид - кольцевая. Тип - линейная.
Описание слайда:

Определить вид и тип композиции. Вид - кольцевая. Тип - линейная.

№ слайда 35 Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С.
Описание слайда:

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. И о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков

№ слайда 36 Задание Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Лабораторная работа «Два св
Описание слайда:

Задание Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Лабораторная работа «Два свидания: 2 и 4 главы». Лабораторная работа «На кладбище: словесные ряды». Назовите композиционные приёмы.

№ слайда 37 Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои романы г
Описание слайда:

Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои романы гостям. Лакей Пава. Шутки Ивана Петровича. Игра Екатерины Ивановны.

№ слайда 38 Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.
Описание слайда:

Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.

№ слайда 39 Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живу
Описание слайда:

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев

№ слайда 40 Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов: любовь, лунная ночь, осе
Описание слайда:

Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов: любовь, лунная ночь, осень.

№ слайда 41 В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии, это веяние к
Описание слайда:

В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии, это веяние крепнет и растёт, в сцене на кладбище достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия», прозябающая в душе сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский

№ слайда 42 Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.
Описание слайда:

Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.

№ слайда 43 Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторе
Описание слайда:

Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для других чеховских рассказов. В.Троицкий

№ слайда 44 Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни
Описание слайда:

Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru