Презентация элективного курса по химии для учащихся 9 класса 5klass.net
Разработала: Сиротина С. Н.- учитель химии МБОУ «Малобутырская СОШ» Химия в быту
Всего на изучение курса 17ч
1.Вещества в ванной
2.Вещества на кухне
3.Будьте красивыми
4.Лекарства в доме
5. Химия и искусство
Практические работы №1. «Определение рН раствора мыла и порошка» №2 «Исследование продуктов на наличие красителей» №3. «Определение йода в продуктах питания. Кислотность молока» №4. «Определение нитратов в продуктах» №5. «Анализ лекарственных препаратов».
Э к с п е р и м е н т
Э к с п е р и м е н т
Э к с п е р и м е н т
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ « Химия в быту» Составила: учитель МБОУ «Малобутырская СОШ» Сиротина С.Н. Пояснительная записка Элективный курс «Химия в быту» предназначен для учащихся 9-го класса основной школы . Он ориентирован на углубление и расширеннее знаний, развитие любознательности, интереса к химии и обучению, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. Она включает в себя элементы как наблюдения, измерения, выдвижение гипотез, экспериментирование, анализ информационных источников, совершенствует коммуникативные умения учащихся. Программа элективного курса является логическим продолжением курса базового уровня и направлена на расширение этих знаний с целью применения в реальной жизни. Позволяет сформировать у учащихся представление о проникновении химии во все области жизни человека, о том, что химия – экспериментальная наука.
Цель курса: создание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения. Количество часов: 17 Направление: ориентационное. Задачи: - предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии, применять полученные знания о веществах в повседневной жизни ; - совершенствовать экспериментальные умения; - развивать познавательную активность и самостоятельность, творческие способности; - развивать навыки правильного обращения с веществами и их использования в быту. Основные виды деятельности: знакомство с теоретическим материалом по курсу и приобретению учащимися практических навыков – практикум. Элективный курс состоит из пяти взаимосвязанных разделов. Итогом всей работы является выступление учащихся с творческими работами.
Содержание курса Темы Кол-во часов Виды деятельности I.Введение 1 Лекция II. Веществав ванной 4 Лекции, семинары, практические и лабораторные работы. III.Веществана кухне 4 Лекции, практические работы, семинары, IV.Химияи лекарства 3 Лекции, экскурсии,практическиеработы, семинары. V. Будьтекрасивыми 3 Лекции, беседы, лабораторные и практические работы. VI. Химияи искусство. 1 Семинар. VII. Итоговоезанятие 1 Выступленияс рефератами, проектами.
Тематическое планирование № Темазанятия К-воч. Дата Зада- ннена дом I 1 Введение. Химиявокруг нас – бытовая химия. Из истории использования химических веществ в быту. Правила техники безопасности. 11 Сообщенияуч-ся по теме. II 2 Вещества в ванной Моющие и чистящие средства. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность. 31 Конспект№1. Приготовить сообщение. 3 Щелочность раствора.Валеологическийподход к выбору моющих средств, туалетногомыла.Проблемныйурок с элементами исследования. Значение чистой кожи. Определение типа кожи и подбор туалетного мыла. Пр.р.№1. «ОпределениерНрастворов мыла и порошка» 1 Оформление записей. по пр. р. №1. Приготовиться к семинару.
4 Конференция «Если вы стираете сами». Химчистка на дому. Уборка дома».. Лабораторный опыт «Удаление пятен» . 1 Конспект №2. Ш 5 Вещества на кухне Разнообразие посуды. Влияние её на приготовление пищи. Гигиенические требования по уходу за посудой 4 1 Конспект №3 Подготовиться к семинару. 6 Семинар«Чай, кофе, пряности. Гигиена питания. Аллергия на пищевые продукты и пищевые отравления. Пищевые добавки и индекс «Е». 1 7 Пр. р. №2.«Исследование продуктов на наличие красителей. Состав шипучих напитков. Распознавание пищевых добавок, запрещённых к применению в пищу». 1 Оформление записей по пр.р. №2. 8 Пр. р.№3 «Определение йода впродуктахпитания. Кислотность молока». Пр.р.№4 «Определение нитратов в продуктах питания». 1 Оформление записей по пр. р. №3,№4.
IV 9 Химияилекарства Лекарственные препараты и проблемы . связанные с их применением». 3 1 Конспект №4 10 Пр. р. №5 «Анализ лекарственных препаратов». 1 Оформление записей по пр.р. №5. 11 Экскурсия в аптеку. 1
V 12 Будьте красивыми Косметические средства и здоровье человека. Средства ухода за зубами. 3 1 Конспект №5. 13 Декоративная косметика Духи, помады, кремы, лаки, дезодоранты 1 Конспект №6. 14 Экскурсия в косметический салон. 1 VI 15. Химия и искусство. Путешествие в удивительный мир красок. Оксиды – основа красящего пигмента. 1 1 Конспект №7. VII 16- 17 Итоговая работа. Защита индивидуальных проектов и рефератов. 2
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: основные понятия, заключенные в шести раз делах курса; состав белков, жиров и углеводов, их значение в питании человека; как составлять меню и правильно питаться; состав мыла и CMC, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи; механизмы действия средств бытовой хи мии; причины, источники и способы загрязнения окружающей среды; способы предупреждения загрязнения окружа ющей среды продуктами бытовой химии; влияние на состояние здоровья человека со единений бытовой химии; правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента; какие оксиды используются для основы красящего пигмента для производства красок уметь: подбирать туалетное мыло в зависимости от типа кожи, правильно пользоваться средства ми бытовой химии; подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в за висимости от возраста, цели, времени года; осуществлять химический эксперимент в соот ветствии с правилами техники безопасности; анализировать состав лекарственных препара тов, средств бытовой химии; проводить качественные реакции по опреде лению состава веществ; определять цель, выделять объект исследования; работать с дополнительной литературой; работать в группе; писать и защищать рефераты, доклады, твор ческие отчеты, проекты, придерживаясь определенного плана.
Образовательный продукт. Структурно-хими ческие схемы «Классификация веществ», «Стро ение веществ», «Свойства веществ». Опорные схемы, конспекты. Сообщения, доклады, рефераты. Творческие отчеты. Сравнительные и обобщающие таблицы. Проекты, в том числе с использованием современных информационных технологий. Темы рефератов (проектов) Техника выведения различных пятен. Совре менные пятновыводящие средства. Химия и косметика. Искусственная пища: за и против. Общие тенденции современного макияжа. Исследование продуктов питания городского рынка. Правила хранения лекарственных препаратов. Какая краска для волос лучше? Средства ухода за обувью, мебелью, одеж дой. 10.Ароматические средства. 11.Экологически безопасное поведение при ис пользовании средств бытовой химии. Рациональное питание и здоровье. Макро- и микроэлементы, их биологическая роль. Химические материалы, использующиеся в искусственных органах. Соединения серы и селена в косметике. Полимеры в медицине. Как придать одежде обновленный вид (крах маление, аппретирование, антистатистичес кая обработка). Отравление препаратами бытовой химии Искусственная пища: за и против. Какая краска для волос лучше? Отравление препаратами бытовой химии Химические материалы, использующиеся в искусственных органах. Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, комары).
Литература. Литература для учителя БалуеваГ.А., ОсокинаД.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979; Войтович В.А., Афанасьев А.X. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974; Маршанова Г.Л. Техника безопаснос ти в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003; Тихвинская М.Ю. Практикум по химической тех нологии. М.: Просвещение, 1984; Шепелев A.M. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979; Юдин A.M., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982. Литература для учащихся ГузейЛ.С, Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Дрофа, 2005; Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг, 2000; Ку кушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992; Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999; Юдин A.M., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1985.
Итоговое мероприятие пресс-конференция «Неорганические соединения вокруг нас»