Биосинтез белков Интегрированный урок в 10 классе (химия и биология) Разработан учителями химии и биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»Г.Канаш Чувашской РеспубликиДзюбчик Лидией Серафимовной иФадеевой Любовь Ивановной
цель урока: Формирование у учащихся представлений о совершенстве механизмов синтеза различных веществ в природе
задачи урока: Повторить строение и структуры белков.Повторить строение и структуры нуклеиновых кислот.Повторить функции нуклеиновых кислот в клетке.Вспомнить строение клетки.Вспомнить механизм синтеза белка из аминокислот в лаборатории.Изучить механизм синтеза белка в клетках живых организмов.
Актуализация знаний Учителя:Учитель химии, повторяя материал о структурах и функциях белков и нуклеиновых кислот, обеспечивает преемственность в изучении химии и биологии.Учитель биологии, опираясь на химические знания учащихся, переносит эти знания на механизмы природных процессов.Учащиеся:Активно работают, восстанавливая в памяти ранее полученные на уроках химии и биологии знания, обобщают вместе с учителями материал и готовятся к решению проблемы урока.
Постановка проблемы Учитель химии:напоминает проблему, которая встала перед учениками при изучении белков: «Почему в лаборатории синтез белка происходит намного медленнее, чем в клетке?» Учитель биологии:ставит цель: выяснить, почему в клетке белок синтезируется так быстро? Учащиеся:формулируют проблему для исследования на уроке.
Организация работы: Учитель химии: повторяет получение белка в лаборатории. Учитель биологии:рассматривает процесс образования белка в клетке. Учащиеся:вспоминают и обобщают материал по химии, пишут уравнения реакций получения белка, изучают по инструкции учителя биологии синтез белка в клетке, сравнивают механизмы синтеза и делают выводы.
Исследование проблемы:Учителя:Обеспечивают работу учащихся самостоятельно с книгой и таблицами учебника, соблюдения правил техники безопасности и гигиены, консультируют и направляют учащихся в их работе. Учащиеся:работают с книгой и таблицами, обобщают, сравнивают, выдвигают гипотезы и решают их, делают вывод.
Презентация результатов: Учителя:организуют показ результатов решения задач и проблем. Учащиеся:Показывают варианты решения задач, комментируют их решение.
Рефлексия деятельности: Учителя: Организуют выявление и разрешение возникших проблем в ходе презентации. Учащиеся: участвуют в обсуждении хода решения задач и дискутируют по выполненным заданиям
Подведение итогов: Учителя:делают вывод о совершенстве природы и о трудностях точного копирования природных механизмов в лаборатории. Ученики:оценивают предложенные им задания для самостоятельной работы, а также все плюсы и минусы урока.
Завершение урока: Учитель биологии:задает домашнее задание Учитель химии:объявляет оценки. Учащиеся:записывают домашнее задание.
Механизмы достижения цели: Введение в тему урока.Фронтальный опрос по теме «Белки», «Нуклеиновые кислоты», «Строение клетки». РезультатФормирование платформы для получения новых знаний
механизмы достижения цели Обсуждение ранее возникшей проблемы: «Почему биосинтез белка в лаборатории осуществляется очень долго?» РезультатВоспроизводят ранее полученные знания о механизме образования белков из аминокислот.
механизмы достижения цели: Создание проблемной ситуации, постановка познавательной задачи.Даётся информация для размышления:«Как происходит синтез белка в клетке?», «Как вы думаете, какие вопросы возникнут перед нами при изучении этой темы?» .Решение проблемной ситуации. РезультатАктивное осмысление новой темы, определение объекта изучения и усвоение новых знаний.
механизмы достижения цели Рефлексия. Применение полученных знаний. Предлагается решить задачи, работа с динамическими моделями, таблицами, рисунками учебника Результат.Развитие умений по применению учащимися полученных знаний.
механизмы достижения цели Корректировка знаний по теме.Комментарии, анализ, дополнение ответов ответов учащихся. РезультатЦель достигнутаФормирование умений учащихся по работе с текстом, рисунками учебника, таблицами, динамическими моделями.
механизмы достижения цели Подведение итогов урока.Актуализация полученных результатов с перспективой применения новых знаний на следующих уроках.Стимулирование применения знаний на практике. РезультатыУмение планировать учебный процесс.Формирование навыков получения дополнительной информации и самостоятельной работы.
Список использованной литературы:Захаров В.Б. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2005. – 352с.: ил.Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер. с англ./Общ. ред. и пред. Зинченко В.П. и Жукова Ю.Н. Оникс. 1994 – 224с.Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1994 – 320 с.Корочкин Л.И. Клонирование животных // Соросовский образовательный журнал. – 1999. - №3. – с. 10-16.Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под редакцией В.И.Теренина. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 300, [4] с.:ил.