Звать через прошлое к настоящему. В тяжкие времена – каждый воин. Никто не избежит выбора. Каждый несет в себе знамя своего Народа. (Русский свободный стих, Михаил Орлов (1978))
Образ защитника Отечества нашел отражение и в крупных симфонических произведениях известных композиторов. Именно с героями этих произведений нам и предстоит познакомиться сегодня. Известный вам по многим произведениям композитор С. Прокофьев – автор кантаты «Александр Невский».
Для начала поясним новое слово «кантата». Кантата (с итал. «петь») относится к жанру вокальной музыке – произведение для хора с оркестром, состоит из нескольких частей. В кантате «Александр Невский» их 7, но мы познакомимся только с 4-ой. Послушайте внимательно этот фрагмент, что в музыке – характер, настроение, события?
Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную! Живым бойцам почет и честь, а мертвым слава вечная. За отчий дом, за русский край, вставайте люди русские … На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу. Поднимайся, встань, мать родная Русь. … Врагам на Русь не хаживать, полков на Русь не важивать, Путей на Русь не видывать, полей Руси не втаптывать.
Как вы думаете, это народная музыка или ее придумал композитор? Эта музыка написана «в народном стиле» и первоначально она была написана к к/ф известного режиссера Сергея Эйзенштейна о великом князе и полководце земли русской Александре Невском (имя в переводе с греч. - «великий»). Знаком ли вам этот герой? В апреле 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Дружина Александра Невского и новгородское ополчение разбили войско рыцарей Левонского ордена. Можно ли назвать Невского “русским богатырем”? Почему?
А и было дело на Неве-реке, на Неве-реке, на большой воде. Там рубили мы злое воинство, злое воинство - войско шведское. Ух, как бились мы, как рубились мы! Ух, рубили корабли по досточкам. Нашу кровь-руду не жалели мы за великую землю русскую. Где прошел топор, была улица, где летело копье - переулочек. Положили мы шведов, немчинов, как ковыль траву на сухой земле. Не уступим мы землю русскую - кто придет на Русь, будет насмерть бит. Поднялася Русь супротив врага; поднимись на бой, славный Новгород!
Фильм был создан в 1938 году - время, когда угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Позднее в 1939 г. С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение - так появилась кантата «Александр Невский», которая прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
Еще один исторический сюжет в музыке мне бы хотелось рассмотреть сегодня – оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин» (или «Жизнь за царя»).
Действие происходит в 1612 году. Нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную поляками Москву. Стан русских воинов располагается в Костромском уезде села Домнина. В этом селе живет со своей семьей обычный крестьянин Сусанин, дочь которого готовиться к свадьбе. Внезапно к ним в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает дерзкий план - притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается быть их проводником. Заведенные в непроходимый бурелом, окруженный топкими болтами, поляки начинают подозревать русского крестьянина:
"Туда завёл я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. Даже под жестокими пытками мысли его обращаются к отчизне: "Я шёл на смерть за Русь!" Убив Сусанина, поляки и свой отряд обрекают на смерть. В это время русские ополченцы под предводительством Минина и Пожарского освобождают Москву. В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I, воздвигнут Сусанину памятник, "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина через пожертвование своей жизни спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения".
Сегодня мы вспомнили народные исторические солдатские песни, познакомились с крупными классическими историческими произведениями. Есть ли что-нибудь общего в этих произведениях разного жанра и периода создания?
Вывод: и народ и композитор с любовью относятся к родной земле, воспевают подвиги своих героев. И народ и композитор создают музыку, способную поднять народ для защиты Родины, усилить веру в победу.