Возникновение средневековых городов Учитель истории Зинкевич Ольга Петровна
Цель урока Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
План изучения темы Вводная беседа и сообщение цели урока. Основная часть: Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли. Работа с картой Составление логической схемы по теме урока Работа с документом. Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.
Вводная беседа Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли): Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье). Какие орудия труда они применяли? Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья? Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства? Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим) Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?
Успехи в развитии сельского хозяйства Объясните, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба? Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?
Верхнебойное водяное колесо
Хомут
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Возникновение городов как центров ремесла и торговли Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).
Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников). Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников).
Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены)
Работа с картой Найдите на карте города с такими окончаниями? Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.
Логическая схема темы урока
Работа с документами Чтение документа о возникновении города Брюгге. Почему люди стали селиться у моста? Кто были первыми поселенцами?
Заключительная часть Тест. 1.В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов? 1. IX-X 2. X-XI 3. XI-XII 2. Какова причина появления новых городов? 1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли. 2. Укрепление феодального землевладения. 3. Войны между государствами. 3. Где появлялись города? 1. На пересечении торговых путей. 2. У мостов и морских гаваней. 3. У стен больших монастырей и замков феодалов 4. Верно все, что указано. 4. Почему горожане огораживали город рвом и валом? 1. Для защиты от нападений врагов. 2. Чтобы обозначить границы города. 3. Для защиты от сглаза завистников
Вопросы к теме - Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись каменные засыпанные песком ступени, широким полукольцом охватывающие поселение. Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения? - В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи. Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города? -В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю. Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов?
Домашнее задание §13, 1,2,3 вопросы стр. 115.