Возникновение средневековых городов Учитель истории Зинкевич Ольга Петровна
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века, продолжить формирование умений анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
План изучения темы Вводная беседа и сообщение цели урока. Основная часть: Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли. Работа с картой Составление логической схемы по теме урока Работа с документом. Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.
Вводная беседа Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли): Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье). Какие орудия труда они применяли? Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья? Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства? Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим) Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?
Успехи в развитии сельского хозяйства Объясните, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба? Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?
Верхнебойное водяное колесо
Хомут Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком-либо занятии?
Отделение ремесла от сельского хозяйства К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая излишки продуктов). Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремесленные изделия). Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием? (нет) К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом). Появляются в деревне «умельцы». Где они берут продукты питания? Какой можно сделать вывод? (ремесло отделяется от сельского хозяйства) «Умельцы» начинают уходить из деревень.
Возникновение городов как центров ремесла и торговли Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).
Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников).
Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены)
Работа с картой Найдите на карте города с такими окончаниями? Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.
Логическая схема темы урока
Работа с документами Чтение документа о возникновении города Брюгге. Почему люди стали селиться у моста? Кто были первыми поселенцами?
Заключительная часть 1.В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов? 1. IX-X 2. X-XI 3. XI-XII 2. Какова причина появления новых городов? 1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли. 2. Укрепление феодального землевладения. 3. Войны между государствами. 3. Где появлялись города? 1. На пересечении торговых путей. 2. У мостов и морских гаваней. 3. У стен больших монастырей и замков феодалов 4. Верно все, что указано. 4. Почему горожане огораживали город рвом и валом? 1. Для защиты от нападений врагов. 2. Чтобы обозначить границы города. 3. Для защиты от сглаза завистников больших монастырей и замков феодалов 4. Верно все, что указано. 4. Почему горожане огораживали город рвом и валом? 1. Для защиты от нападений врагов. 2. Чтобы обозначить границы города. 3. Для защиты от сглаза завистников