Урок истории с использованием информационно – коммуникационных технологий в 8 классе по теме: Внутренняя политика Александра III.Контрреформы.учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Быкова Ирина Борисовна
Годы правления Александра III: 1881 – 1894 годы
Историки и современники о внутриполитическомкурсе Александра III При Александре III Россия переживает существенный экономический подъём. Это был замечательный период в развитии российского общества. (Д. Шиммельпеннинк) Александр III органично вписался в обстоятельства своего времени. Он сознавал всю ответственность монарха. (А. Боханов)Дело не в том, что император хотел механически вернуться назад, а в том, что политика 60-х годов слишком «забежала вперёд». (А. Боханов) Правительство говорило обществу: «Вы требовали новых реформ – у вас отнимут и старые». (В.О. Ключевский)Мероприятия 1880х – начала 90-х годов были попыткой вернуться в прошлое, восстановить многие из дореформенных принципов. (А. Полунов)- Александр III повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60-70-х годов – благо, а старался внести в них поправки, которые по Его мнению были необходимы для внутреннего равновесия России. (С.С. Ольденбург)
Задачи правления Александра III: Сохранение самодержавия Укрепление власти Борьба с революционным движением в стране
Идеологи и проводники контрреформ Дмитрий Андреевич Толстой –министр внутренних делКонстантин Петрович Победоносцев
Идеологи и проводники контрреформ Иван Давыдович Делянов –министр народного просвещения
Задания для групповой работы:В чём состоял консерватизм внутренней политики Александра III? 1 группа: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (учебное пособие А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) 2 группа: Письмо Победоносцева «О необходимости ужесточения контроля над земствами» (цифровой образовательный ресурс «Уроки отечественной истории. XIX – XX вв.»)3 группа: Земская контрреформа: - «Закон о земских начальниках» (учебное пособие А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) - «Положение о губернских и уездных земских начальниках» (цифровой образовательный ресурс «Уроки отечественной истории. XIX – XX вв.»)4 группа: «Городовое положение» (учебное пособие А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)5 группа: Политика в области просвещения и печати (учебное пособие А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)6 группа: Национальная и религиозная политика (учебное пособие А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)
Национальная политика Александра III
Решение крестьянского вопроса в царствование Александра III 28.12.1881 года – закон об обязательном выкупе крестьянами наделов: - прекращено временнообязанное состояние крестьян - снижение выкупных платежейотмена подушной подати1882 год – учреждение Крестьянского банка1889 год – закон о переселениях1893 год – закон, ограничивающий возможность выхода крестьян из общины
Крестьянский вопрос
Решение рабочего вопроса в царствование Александра III 1.06.1882 год – закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивающий рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами1885 год – запрещение ночного труда для женщин и несовершеннолетнихвведение фабричной инспекции1886 год – закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими
1 Программа царствования Александра III строилась на:А идеях Просвещения Б взглядах славянофилов В теории «официальной народности»2 Главной идеей Манифеста Александра III было:А сохранение самодержавияБ одобрение проекта КонституцииВ отмена реформ Александра II3 К контрреформам Александра III не относится:А земскаяБ циркуляр «о кухаркиных детях»В военная4 К политике Александра III относится:А отмена крепостного праваБ судебная реформаВ перевод крестьян на обязательный выкуп5 Первые «фабричные законы» в России были изданы в:А 1882Б 1885В 18916 Годы правления Александра III:А 1855 – 1881Б 1881 – 1894В 1894 - 1917
Домашнее задание: - параграф учебного пособия- Дать собственную оценку личности Александра III и его внутриполитического курса. - Вопрос: Какое влияние взгляды императора Александра III могли оказать на его экономическую политику?