Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь). VII класс
Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой. Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой. Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения. Для преодоления подобных трудностей автор: Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века. Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
Цели изучения темы «Крепостное право»: Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа. Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века. Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи. Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью. Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
План изучения темы «Крепостное право»: Первый урок. Крепостное право. Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь). Третий урок. Письменный опрос.
Вопросы письменной работы: Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Путешествие в XVIII век ВТОРОЙ УРОК
План урока: Кусково – имение Шерметьевых. Марфино: загадочные особняки. Курная изба в пословицах и поговорках.
Кусково Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранился единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. http://www.kuskovo.ru/
Марфино Старинная усадьба Марфино – это оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества. Известное с XVI столетия Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский. http://marfino.narod.ru/
Курная изба изба без трубы, черная, в которую дым валит из устья печи и выходит в волоковое оконце или в двери. http://dic.academic.ru/
Подумай, что значат эти пословицы и поговорки? Подумай, что значат эти пословицы и поговорки? «Дымно, да сытно…» «Где оконенки брюшинны, тут и жители кручинны …» «Жилья с локоток, а житья с ноготок…» «Без ухожей не дом, а булдырь…» «В головы кулак, а под боки — и так…» «Медной посуды – крест, да пуговица; рогатой скотины – таракан, да жужелица» «Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь».
Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Урок опроса ТРЕТИЙ УРОК
Вопросы письменной работы: Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?
Как связаны между собой эти иллюстрации? Как связаны между собой эти иллюстрации?
Список литературы: Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/ Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985 Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010. Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication http://www.kuskovo.ru/ http://marfino.narod.ru/ http://ru.wikipedia.org http://kizhi.karelia.ru/journey/ http://dic.academic.ru/ Фото автора.
ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ