Усинский тракт
Цель: l. Изучить историю строительства дороги.ll. Узнать её значение для развития отношений России и Тувы.lll. Узнать как развивался Усинский край.lV. Создать путеводитель по Усинскому тракту. Задачи: l Изучение литературных источников по данной теме. ll Поиск материалов о строительстве дороги в Минусинском гос. архиве, архиве управления автомобильных дорог РТ и музее им. Мартьянова.lll Опросить очевидцев.lV На основе полученных материалов проанализировать и сравнить первоначальные проекты дороги.
Усинский край начал заселятся с XllX беглыми крестьянами и старообрядцами.В середине XlX начала развиваться торговля между Россией и Урянхаем (Тувой), интенсивно развивалась золотодобыча.Именно торговля послужила основной причиной строительства дороги.Впервые проект Усинской колесной дороги был предложен пограничным начальником Александровичем 1897году.В 1906г был решен вопрос о строительстве дороги.
Существовало два проекта дороги:Кебежский(автор- Амосов) Ойский(автор-Глебович)Проект Амосова был более рационален и требовал меньше средств, но сыграли родственные отношения Глебовича и под предлогом нехватки техники был предпочтен Ойский проект. В 1909 г. Государственной Думой был принят закон о строительстве Усинского тракта и был открыт кредит на 1млн.250 тыс. рублей /ГАА.ф595/1910 году был готов проект дороги, сметы и чертежи которой весили около пуда.(16 кг)
26 августа 1910 года в деревне Григорьевке в 10 часов утра был отслужен молебен в честь начала работ по строительству дороги Строительство велось в ручную.С 1913 по1917 на дороге работали каторжники. Строились станции, мосты и переправы. Расстояние между станциями равнялось одному дневному переходу.1917 году в связи революционными событиями отъездом каторжных и ссыльных дорога окончательно не была достроена.
Первый обоз с товарами прошел по еще недостроенной дороге в декабре 1914 года. В 1920 году от Кызыла до Минусинска и обратно была сделана одна поездка на автомобиле системы «Дейч»
В послевоенные годы строительные работы на тракте осуществлялись в основном силами заключенных системы НКВД и ссыльными из числа бывших полицаев и жителей западной Украины. В 70-е годы началась коренная реконструкция дороги. Был построен Большекебежский обход, во многом повторявший путь, предложенный в начале века инженером Амосовым.
Вывод. Строительство Усинского тракта привело к установлению протектората России над Тувой в 1914 году и развитию экономических отношений в последующие годы. Не последнюю роль Усинский тракт сыграл и в принятии решения правительства Республики Тува о добровольном вхождении в состав СССР в 1944 году. Строительство Большекебежского обхода доказало, что инженер Амосов был более дальновиден и его проект оказался экономически выгоднее История создания этой дороги интересна не только местным жителям ,но и всем проезжающим по ней, поэтому возникла идея создания путеводителя.