«Школа 2100» Становление Древнерусского государства в IХ – Х веках.
ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: сформировать у учащихся представление о предпосылках создания государства у восточных славян, о процессе формирования Древнерусского государства со столицей в Киеве;Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические фактыВоспитательная:Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
ВСПОМНИ: Что такое государство?Что такое монархия?В какие века были созданы первые государства у германских племен, у западных славян?Что известно об истории государств: Византийская империя (форма правления) Хазарский каганат (форма правления)Вступили ли эти государства на ступень цивилизации?
Цивилизация - ступень развития общества, следующая после первобытного общества
ГОРОДА СловенеКривичиПолочанеДреговичиПолянеУличиКривичиРадимичиСеверяне Древляне ВятичиВолыняне
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛОИ -
ПИСЬМЕННОСТЬ - 1.Берестяные грамоты, найденные в Новгороде (влажная почва замедляют процесс гниения)2.Договора между Византией и славянами записывались на русском и греческом языках.
ГОСУДАРСТВО - Основная проблема урока:
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Сделаем вывод: на рубеже IХ – Х веков в мире восточных славянсложились предпосылки для перехода на ступень цивилизации и создания государства .
Вопросы к анализу документов: Какую теорию поддерживали авторы данных документов?Назовите авторов теорийПриведите основные доказательства этих теорийСогласны ли вы с ними?
НорманистыБайерМиллерПогодин М. П.Карамзин Н.М.АнтинорманистыЛомоносов М. В.Гедеонов С. А.Иловайский Д. М.Рыбаков Б. А.Запишем в тетрадях
Сделаем вывод: возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов, но в то же время личность в истории имеет огромное значение, ведь благодаря одним правителям государства становятся процветающими, а из-за других гибнут даже сильные державы.
Назовите правителя, задачи внутренней и внешней политики, которые он решал.
Первые русские князья государства Киевская Русь Галерея образов Олег - правитель Руси с 879гГосударственные задачи:подчинение непокорённых восточнославянских племён;освобождение от власти Хазарского каганата;защита рубежей государства от внешних врагов; укрепление связей с Византией и расширение русско-византийской торговли.Итоги правления:расширение территории государства;укрепление внешнеполитического могущества Руси;забота о безопасности границ.
Первые русские князья государства Киевская Русь Галерея образов Игорь – великий князь с 913г.Государственные задачи:поддержание единства внутри русских земель;оборона от восточных соседей;сохранение выгодных связей с Византией.Итоги правления:сохранение единства Руси;заключение союза с печенегами, использование войска для совместных действий;ослабление международного авторитета государства.
Первые русские князья государства Киевская Русь Галерея образов Ольга – правительница Руси с 945 года.Государственные задачи:установление порядка в земле русской;укрепление княжеской власти.Итоги правления:установление «уроков»;создание погостов и становищ;ослабление местной племенной знати, укрепление княжеской власти;принятие христианства;укрепление дипломатических связей с Византией, европейскими государствами.
Первые русские князья государства Киевская Русь Галерея образов Святослав – правитель Руси с 964 г. Государственные задачи:укрепление внешнего могущества Руси.Итоги правления:разгром Хазарского каганата;расширение территории Древнерусского государства;ослабление внимания к внутриполитическим вопросам.
Родословная русских князей 882 – захват Олегом Киева, создание Древнерусского государства907, 911 – первые договоры Руси и Византии945 – убийство древлянами великого князя
В IX—X веках происходило становление Древнерусского государства — монархии, объединившей племена восточных славян и их ближайших соседей под властью одной княжеской династии, утвердившей могущество великих киевских князей в пределах Руси и их величие за ее границами.
Домашнее задание & 5 читать, отвечать на вопросы перед параграфом. Обратите внимание, для выполнения этого задания Вам нужно использовать учебник «История Средних веков»