Русский Драматический Театр. Работу выполнила ученица 9 «Б» класса: Бурлакова Валентина.
Его история началась так … Театр расположен в самом центре столицы Чувашии и размещается в бывшем здании филармонии, построенном в 1959 году. Его история - часть художественно-эстетического наследия Чувашской Республики.
ОСНОВАНИЕ ТЕАТРА. Летом, 1918 года, в Чебоксарах в доме купца Ефремова был организован русский драматический коллектив, на основе которого создан драматический театр. Первым режиссером стал Иван Андреевич Слободской, принесший в русский театр Чувашии лучшие традиции Александринского театра Санкт - Петербурга, а также более чем двадцатилетний опыт работы в столичных и крупнейших провинциальных театрах России. 14 декабря 1922 года состоялось открытие первого театрального сезона Русского драматического театра спектаклем "Василиса Мелентьевна" по пьесе А.Н.Островского. Эта дата стала днем рождения театра. С самых первых шагов деятельность театра была прочно связана со своим временем. Осень 1929 - весна 1930 гг. была для Чувашии одним из напряженных периодов в борьбе за новую деревню. Русский театр откликается на эти события спектаклем Яновского "Ярость".
ТЕАТР В 30-Е ГОДЫ… На сцене Русского драматического театра получает жизнь спектакль Щеглова "Переплав", рассказывающий о трудовых буднях рабочего коллектива. Республиканская газета от 26 января 1931 года сообщает: "После просмотра спектакля "Рельсы гудят" В.Киршона на чебоксарских предприятиях обсуждения спектаклей стихийно перерастали в обсуждение текущих производственных вопросов" Творческим взлетом в развитии театрального искусства в Чувашии, в частности, в деятельности русской труппы, был период работы под руководством одного из первых главных режиссеров театра Евгения Александровича Токмакова. Е.А.Токмакову было 53 года, когда по приглашению дирекции Республиканского русского драматического театра стал в 1937 году его художественным руководителем. Е.А. Токмаков пришел в театр уже сформировавшимся художником, воспитанным Мхатовской школой. Пришел в трудное для театра время, и не только сплотил коллектив, сделал его живым творческим организмом, но и щедро одарил его своими знаниями, жизненным и творческим опытом. "Замечательный педагог и тонкий психолог, он стремился создать театр единомышленников, ансамблевый театр, который имел бы свое направление, свои ясные задачи, единые принципы, художественный курс и единую манеру игры",- так отзывалась о нем М.Е.Каширская, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Чувашии, ведущая актриса театра того времени. В этот период на сцене театра ставятся пьесы Горького, Чехова, Островского, Шиллера, Шекспира, Мольера и других русских и зарубежных классиков. Из созданной им театральной среды вышли такие замечательные актеры, настоящие корифеи сцены, как народный артист РФ и ЧР Иван Федорович Пустовойтов, заслуженная артистка РФ и народная артистка ЧР Мария Ефимовна Каширская, заслуженный артист РФ и народный артист ЧР Александр Александрович Дуняк, народная артистка ЧР Анна Яковлевна Григорова, заслуженный артист ЧР Лазарь Иоанович Козоровицкий и многие другие артисты того времени, названные "гвардией Токмакова". Их творческий расцвет пришелся на 1940-60 годы, и не случайно, что именно это время называли зрители "Золотым веком Русского театра".
ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В 40-ые … В начале 40-ых годов, с Великой Отечественной войной, открывается новая страница в истории театра. Театр ставит глубоко патриотические пьесы: "Нашествие" Л.Леонова, "Парень из нашего города", "Русские люди", "Так и будет" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука. "Премьера спектакля "Так и будет". В театре холодно, зрители, в основном женщины, сидят в пальто, в телогрейках, в валенках. Но когда открылся занавес, были забыты и холод, и горести, и невзгоды. Слова военврача Греч в исполнении А.В.Дворкиной прозвучали пророчески: "Так и будет!", что означало конец войне. Спектакль прозвучал как символ победы. Зрители плакали, прибегали на сцену, целовали актеров и твердили: "Так и будет!" Плакали и актеры. Это было незабываемо!"- вспоминала актриса М.Е.Каширская. Театром ведется военно-шефская работа. Многие артисты сами являются участниками великой битвы, их заменяют талантливые кадры: во главе театра вместо ушедшего на фронт Н.А.Элле становится молодой актер Г.В.Мордкович. Театр в часы отдыха готовит программы для обслуживания воинских частей и госпиталей. Большая заслуга в этом принадлежит актрисам Дворкиной А.В. и Тихоновой-Стасенко М.М. В годы Великой Отечественной войны свыше 300 спектаклей и концертов были показаны артистами Русского театра Чувашии в различных воинских частях и госпиталях страны. Приказом Министра обороны СССР ряду актеров за активную военно-шефскую работу объявляется благодарность.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ … Наряду с пьесами классиков русской и зарубежной драматургии, на сцене театра все большее место занимает тема современника и проблемы современности. Театр ставит пьесы "Обыкновенный человек" Леонова, "Директор" и "Одна" Алешина, "Одна ночь" Горбатова, "Мужество" Березко, "Счастье" Павленко, "Любовь Яровая" Тренева, "Аристократы" Погодина, "Платон Кречет" Корнейчука и многие другие. Одновременно театр ставит в ряду главных задач и популяризацию произведений чувашской драматургии. Постановки спектаклей по пьесам чувашских драматургов: П.Осипова "Айдар", В.Ржанова "Симфония будней", Я.Ухсай "Энтип", "Тудимир", В.Ухли "Волчье логово" пользовались заслуженным успехом зрителей. Так, Николай Терентьев, народный писатель Чувашии делится мыслями по этому поводу: " Мне в этом театре чуть больше повезло, чем моим коллегам. Четыре пьесы поставлены: "Что же такое счастье" с участием М.Каширской и А.Баулиной, "Мечты, мечты…" с А.Гусевым, "Песнь любви" с Т.Горошанской и А.Бурковым, "Колокола души" в постановке М.И.Зильбермана. В отличие от других, эта пьеса специально была написана для Русского драмтеатра…" Профессионализм, высокая театральная культура, утверждение принципов реализма - вот те задачи, которые ставил и решал театр в 50-80-ые годы.
РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В 50-80-е ГОДЫ … В 1952 году в связи с 30-летием и в 1972 году в связи с 50-летним юбилеем театр был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР. В свой 50-летний юбилей театр осуществил постановку спектаклей "Легенда о Паганини", "Ураган", "Месть". А в 1982 году, в год 60-летия, большой творческой удачей коллектива стали спектакли "На всякого мудреца довольно простоты" А.Островского, и "Забавный случай" К.Гольдони. Заслуживают особого внимания постановки таких спектаклей как "Конармия" Бабеля, "Когда город спит" А.Чхаидзе, "На золотом дне" Д.Н.Мамина-Сибиряка, "Тринадцатый председатель" А.Абдуллина, "Характеры" В.Шукшина, поднимавшие проблемы сельского хозяйства. За 60 лет работы театром осуществлено более 410 постановок, сыграно 23 тысячи спектакля, которые посетило свыше 8 млн. 200 тыс. зрителей. По-прежнему в центре внимания остается проблема сохранения и пополнения репертуара новыми художественными и идейно значимыми произведениями, поднимающими острые проблемы современности. Расширяется география гастрольных поездок театра. Со своими работами коллектив театра познакомил жителей Казани, Архангельска, Северодвинска, Калининграда, Петрозаводска, Ижевска, Тамбова и др. городов. В русском театре с полной мощью раскрылся талант режиссеров В.П.Романова, А.В.Бирюкова, М.И.Зильбермана, В.Я.Гришанина. Почти 10 лет, с 1979 по 1989 г.г., своей творческой жизни в качестве главного режиссера отдал театру Марк Иосифович Зильберман. Большое внимание Марк Иосифович уделил формированию труппы, в театре появилось много интересной молодежи, из которой впоследствии выросли серьезные актеры, такие как М.Корнилов, Т.Попова, В.Красотин и другие. Зрительский интерес вызывают в это время спектакли "Гнездо глухаря" В.Розова, "Обыкновенная история" И.Гончарова, "Зинуля" А.Гельмана, "Белая болезнь" К.Чапека (1983 г.), "Мария Тюдор" В.Гюго (1986 г.), "Любовь и голуби" В.Гуркина, "Порог" А.Дударева и др. "Суть творческих устремлений проста: не изображение явлений и характеров, а их объяснение. Всякое жизненное явление, любой человеческий характер в реальной жизни существуют в сложных связях и взаимосвязях. Вскрыть, понять, объяснить эти связи, их сложность, противоречивость, неординарность - представляется непременным условием на пути к истинной художественности" - таким было творческое кредо М.И.Зильбермана. Значительными работами театра, пользовавшимися особым успехом у зрителей были спектакли: "Не стреляйте в белых лебедей" Б.Васильева, "Дело" Сухово-Кобылина, "Зойкина квартира" М.Булгакова, "Свои люди - сочтемся" А.Островского, "Тартюф" Ж.Б.Мольера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1982 года за заслуги в развитии театрального искусства Русский драматический театр награжден орденом "ЗНАК ПОЧЕТА". 70-летие Русского драматического театра пришлось на годы "перестройки" в России. В это непростое время театр под руководством заслуженного работника культуры Чувашской Республики В.И. Сергеева и главного режиссера Б.И.Носовского искал и находил новые формы в творчестве. Так, в репертуаре театра этого времени спектакль "Черная роза-эмблема печали, красная роза - эмблема любви" по пьесе С.Соловьева (постановка В.Я.Гришанина) был высоко оценен самим автором в Москве на фестивале "Федерация-90"
Гордость Русского Драматического Театра …
Бурков Анатолий Иванович - заслуженный артист ЧРОкончил в 1972 г. Горьковское театральное училище по специальности актер драматического театра. С 1972 г. работает в Русском драматическом театре. Отличительная черта актера Буркова, конечно же, интеллигентность, благородство, внутренний взрывной темперамент, эмоциональность. Он всегда в своих образах ищет, прежде всего, социальную сторону, умеет отличать и различать сословия героев, словно их знает, чувствует. Он воспитан в лучших традициях психологической драмы. Но это нисколько не уменьшает его способности играть в комедиях. Бесконечный юмор, умение замечать комедийные ситуации и все это перенести в свой образ на сцену. Он обаятелен, сторонится резких красок, в то же время точен, что придает актеру Буркову особую притягательность. В последнее время открылось еще одно дарование – играть эпизодическую роль. Это намного сложнее, находясь в течение нескольких минут на сцене, быть замеченным, и более того, вызвать симпатию зрителей. Безусловным достоинством актера является владение словом, прекрасная дикция, бархатный тон голоса, умение донести с такой выразительностью и четкостью, что всем понятно и близко. И.Бергман «Улыбки летней ночи» – Фрид А.Толстой «Кукушкины слезы» – Бабин В.Гуркин «Кадриль» – Саня Арефьев Д.Линн «Ключ к разгадке» - Миссионер А.Островский «Без вины виноватые» - Иван К.Гольдони «Брак по конкурсу» - Траверсен Н.Гоголь "Колесо" - Некто, Плюшкин Ю.Грушас "Любовь, джаз и черт" - отец Андрюса А.Островский "Счастливый день" - Сандырев Н.Гоголь "Женитьба" - Анучкин, отставной пехотный офицерЖ.Мольер "Мнимый больной" - Бонфуа У.Шекспир "Бесплодные усилия любви" - Олоферн А.Чехов "Чайка" - Дорн
Фадейчев Дмитрий Викторович - заслуженный артист Чувашской Республики, окончил 1991 г. ГИТИС по специальности актер драматического театра и кино. С 2000 г. влился в труппу Русского драматического театра. С первых выходов актер зарекомендовал себя как социальный герой. Благодаря природным данным, актер тяготеет к русской школе, это значит, ему удаются психологические, драматические краски. Умеет найти и организовывать те привычки, выразительные средства, нервы, которые подходят к этому образу по ощущению актера. Несмотря на мощную фактуру, у актера имеется хорошее качество - показать себя беспомощным, хрупким ребенком; большое дитя, притом это делается с органикой, уверенностью и убедительностью. П.Шено «Куда ушел покойник» - АнтропосВ.Гуркин «Кадриль» – Николай ЗвягинцевН.Коуард «Неугомонный дух» – Чарлз КэндэминА.Островский «Последняя жертва» – Л.М.ПрибытковЭ.Золя «Наследники Рабурдена» – Доктор МургФ.Достоевский «Дядюшкин сон» - Афанасий МатвеевичА.Островский «Без вины виноватые» - ДудукинА.Дударев «В сумерках» - ЛеоновМ.Булгаков "Зойкина квартира" - ГусьЮ.Грушас "Любовь, джаз и черт" - отец ЮлюсаН.Гоголь "Женитьба" - Яичница, экзекуторК.Рубина "Прогулка в Лю-Блё" - Хербст ФогельА.Чехов "Чайка" - ТригоринС.Моэм "Любовный круг" - Клайв Чэмпион – Ченей
Рай Марина Валерьевна - Будучи еще студенткой Чувашского государственного института культуры и искусств Марина Рай участвовала в спектаклях Русского театра в эпизодах, массовке. И тогда же выявилось ее умение выстраивать внутреннюю жизнь параллельно с образом. Это ценное актерское качество позволяет и дает предпочтение мельчайшему внутреннему процессу в работе над созданием образов. Актриса Рай владеет взрывным темпераментом, богатой фантазией, к тому же владеет и может перейти к более лирическим и романтическим сценам. Иногда актрисе не чужды и философические мысли, именно эти качества были ведущими для назначения на роль Липочки в сп. «Счастливый день» А.Островского, Н.Соловьева. Образ Липочки более домашний, справедливый, живой и интересный. В этой роли ярко и многогранно выявились бунтарские чувства. А это показатель того, что актриса всегда ищет и находит новые черты характера в самой себе. Липочка кажется зрителю простой и понятной, хотя это только внешний облик. В актрисе Рай есть шарм и положительное обаяние, которое она дарит зрителю.«В поисках радости» В.Розов – Клавдия Васильевна, Таисия Николаевна«Зойкина квартира» М.Булгаков – швея«Фантазии Гофмана» Ж.Оффенбах – дама, видение«Счастливый день» А.Островский, Н.Соловьев - Липочка"Бесплодные усилия любви" У.Шекспир - Жакнета«Маугли» Р.Киплинг – волчонок«Три поросенка» С.Михалков – Наф-Наф«Новогодний лес чудес» О.Удалова – Баба-Яга
Лосева Наталия Сергеевна - заслуженная артистка ЧР , в 1991 году окончила Казанское театральное училище по специальности актер драматического театра. Яркая индивидуальность актрисы позволяет ей создавать на сцене разнообразные образы от сказочных персонажей до драматических. Изящество, пластичность, прекрасные внешние данные придают каждому ее образу неповторимые очарование и романтизм. Поистине виртуозно использованы способности артистки в последней ее работе в комедии "Играем в дружную семью" М.Камолетти в роли Сюзанны. Актриса владеет настоящей техникой, великолепно держит рисунок роли, линии образов. И.Бергман «Улыбки летней ночи» –Анна ЭгерманП.Шено «Куда ушел покойник» –ВивианС.Лобозеров «Семейный портрет с посторонним» - ТаняЖ.Ануй «Бал воров» - ЖюльетаА.Островский «Последняя жертва» – Ирина ЛавровнаЭ.Золя «Наследники Рабурдена» – ШарлоттаП.К.де Мариво «Превратности судьбы или Игра любви и случая» - СильвияК.Гольдони «Брак по конкурсу» - ДораличеИ.Жамиак "Азалия" - ТерезаЖ.Мольер "Мнимый больной" - БелинаC. Аксаков "Аленький цветочек" - АленушкаИ.Чернышев «Волшебный кристалл времени» - ФеяТ.Габбе "Сказка про солдата и про змею" - Шарлотта-ЛуизаМ.Камолетти "Играем в дружную семью" - Сюзанна
Котельникова Людмила Ивановна - заслуженная артистка ЧР, в 1973 г. окончила Уфимский государственный институт искусств по специальности актер театра и кино. С 1978 г. работает в Русском драматическом театре. Органичная, разноплановая актриса, способная создавать образы от острохарактерных до драматических. Мягкость, обаяние актрисы создают особенную привлекательность ее сценическим героям. Она одинаково интересна как в ролях классического, так и современного репертуара. Её работы отличаются филигранной техникой, умением раскрыть в характере конкретную, точную черту, принадлежащие только для данного образа. Есть фантазия, которая не дает покоя в находках, поисках, и все это, смешиваясь с её музыкальностью, театральностью, пластикой, создают мастерство актрисы Котельниковой.П.Шено «Куда ушел покойник» – ЛюсиВ.Гуркин «Кадриль» – ЛидаН.Коуард «Неугомонный дух» – РутА.Фредро «Дамы и гусары» – панна АнеляЭ.Золя «Наследники Рабурдена» – Олимпия ВоссарФ.Буляков «Выходили бабки замуж» - ПолинаФ.Достоевский «Дядюшкин сон» – Наталья ДмитриевнаА.Островский «Без вины виноватые» - ГалчихаВ.Красногоров "Комната невесты" - 1-ая гостья
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР … Сегодня славу театра составляют имена народных артистов Чувашской Республики А.Н.Баулиной, А.Г. Егоровой, В.А. Красотина, Т.А. Красотиной, Г.А. Холопцевой, Т.П. Яфановой, заслуженных артистов Чувашской Республики А.И. Буркова, Л.Г. Былинкиной, Н.В. Горюнова, Л.И. Котельниковой, Б.В. Кукина, Е.А. Лезова, Н.С. Лосевой, В.М. Мазова, Л.В. Родик, Д.В. Фадейчева. На сцене Русского драматического театра идут спектакли по произведениям русской, зарубежной классики, современной драматургии: "Азалия" Ив Жамиак, "Без вины виноватые" А.Островский, "Счастливый день" А.Островский, Н.Соловьев, "Бесплодные усилия любви" У.Шекспир, "Пиковая дама" А.Пушкин, "Спешите делать добро" М.Рощин, "Странная миссис Сэвидж" Джон Патрик, "Прогулка в Лю-Блё" К.Рубина; "Анна Каренина" Л.Толстой; "Лев зимой" Д.Голдмен; "Чайка" А.Чехов; "Играем в дружную семью" М.Камолетти. На Малой сцене идут спектакли "Салют динозаврам" Г.Мамлина и "О любви" М.Кругловой. Процент классических премьер от общего репертуара театра составляет около 50 %. В репертуаре театра - 25 спектаклей, 7 - для маленьких зрителей. РДТ ежегодно принимает участие в фестивалях международного и всероссийского масштаба. Так, в 2008 и 2009гг. на Международном фестивале русских театров республик России и зарубежных стран "Мост дружбы" в г.Йошкар-Ола были представлены драма "Любовь, джаз и черт" Ю.Грушаса и "Анна Каренина" Л.Толстого. Участие в республиканском театральном конкурсе "Узорчатый занавес" стало для театра традиционным. С 2004 года театр в должности главного режиссера возглавляет заслуженный деятель искусств Чувашии Ашот Геворкович Восканян. Сегодня театральная эстетика и философия Государственного ордена "Знак Почета" русского драматического театра - это размышления о нашей жизни, сущности человека, его месте в этом мире. Театр является продолжателем лучших традиций российской культуры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!