«Серебряный век»: открытие символизма Переоценка ценностей в художественной культуре России XIX – начала XX века Урок МХК в 11 классе учитель изобразительного искусства Разумова Л.М. МОУ «ООШ№15» г. Балаково
Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом». Его границы условны: примерно от начала 90-х годов XIX века и до революционных катаклизмов 1917 г. «Серебряный век» полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений, творческих школ, принципиально нетрадиционных стилей.
Одно из самых ярких явлений художественной культуры «серебряного века» - символизм
Представители символизма в России: М.В. Врубель В.Э. Борисов-Мусатов М.К. Чюрлёнис
Одним из основоположников символистcкой живописи был Михаил Александрович Врубель. Известный русский искусствовед М.В. Алпатов так писал о Врубеле: « Существует категория людей для которых Врубель очень дорог… заманчив прежде всего как нечто поэтическое, как утренняя заря, как запах сирени, как пение соловья. И даже если у них нет и не может быть глубокого понимания этого трудного художника, то они всегда будут нести навстречу ему благородное чувство любви, способное приблизить человека к искусству». Для теоретиков символизма Врубель был идеальным типом творца, мучимого видениями и гениальными прозрениями. Его завораживающая живопись воплотила в красках провозглашённые символистами «музыкальные начала» мировой гармонии . Музыка его полотен соткана с помощью изысканных приёмов. Образы Врубеля дробятся на многочисленные грани, осколки, мелкие плоскости.
Крупным мастером русской живописи « серебряного века» был В.Э. Борисов-Мусатов. Становление художника протекало в значительной мере под влиянием французского импрессионизма. Он был восхищён световоздушными эффектами этого стиля, дающими возможность запечатлеть на холсте ускользающие сиюминутные мгновения. Для Борисова-Мусатова характерна утончённая, чуть приглушённая красочная гамма, близкая пастели. Мастер умел сочетать принципы плепэрного письма, характерного для импрессионистов, с декоративностью, приближающей его работы к панно.
Особое место в ряду художников-символистов занимает литовский мастер М.К. Чюрлёнис. Он был наделён двумя талантами – композитора и живописца. Значителен вклад Чюрлёниса в изобразительное искусство. Его полотна М.Горький назвал «музыкальной живописью». Но сам художник говорил о своей живописи как о совершенно новом виде искусства. Он называл его «зримой музыкой», в которой органично сливаются изобразительные образы и их музыкальный аналог.
Последователями Борисова-Мусатова, рано ушедшего из жизни, стали молодые художники, составившие творческое объединение «Голубая роза»: П.В. Кузнецов М.С. Сарьян С.Ю.Судейкин Н.Н.Сапунов Они достойно продолжили символистские традиции «серебряного века». Многие из перечисленных авторов уделяли внимание «музыкальности» живописи. Например мощного оркестрового звучания красок достигал в своих полотнах М.С. Сарьян
С.Ю. Судейкин много внимания в своём творчестве уделял театру, актёрам и бродячим актёрам. Об этом его работы: Канатоходцы Венецианские куклы Актёры на отдыхе
В творчестве П. Кузнецова можно увидеть как яркое, громкое звучание красок, так и пастельно-приглушённую гамму. Восточный мотив
Вывод: в культуре «серебряного века» произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики.