«Русская культура XIV – XVII вв.»Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе Учитель истории Г.И. Прусов, учитель литературы Прусова А.Е.
Иван Федоров(ок. 1510-83),В 1954 году он выпустил книгу «Апостол» вместе с Петром Мстиславцем
Страница «Апостола» Ивана Федорова. 1564. ФЕДОРОВ Иван (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).МСТИСЛАВЕЦ Петр Тимофеевич, русский типограф 16 в., соратник первопечатника Ивана Федорова, совместно с которым в 1564 в Москве выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». С нач. 70-х гг. 16 в. работал в Вильнюсе.
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (до 1380 — между 1418-22), русский писатель, монах. Жития Стефана Пермского (1396-98) и Сергия Радонежского (1417-18). Эмоционально-экспрессивный стиль (виртуозное «плетение словес»), повествовательное мастерство.
Силлабическое стихосложение СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением — многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 — нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.
Симеон Полоцкий СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678, «Рифмологион», написан в 1678-80) и драматургии.
Царь Алексей Михайлович «Образ великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича Великая и Малыя и Белыя России самодержца».
Церковь Спаса на Ильине улице Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Построена в 1374 уличанами Ильины улицы и наряду с церковью Феодора Стратилата представляет собой типичный уличанский храм. В 1378 церковь была расписана Феофаном Греком (роспись в основном сохранилась и документально подтверждена).
ФЬОРАВАНТИ (Фиораванти) (Fioravanti) Аристотель (между 1415 и 1420 — ок. 1486), итальянский архитектор и инженер. С 1475 в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475-79), участвовал в походах на Новгород (1477-78), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.
Успенский соборУспенский собор Московского Кремля (1475-1479; архитектор Аристотель Фьораванти). Общий вид со стороны Соборной площади.
Успенский собор Интерьер Успенского собора. Вид на главный иконостас. На переднем плане — круглые столбы, впервые примененные в русской архитектуре зодчим Аристотелем Фьораванти.Фото В. А. Резвина.
Благовещенский собор В 1484-89 годах юго-западнее Успенского собора псковскими мастерами был возведен Благовещенский собор (собор Благовещения Пресвятой Богородицы), ставший домовой церковью московских князей.
Архангельский соборКолокольня «Иван Великий», внизу — «Царь-колокол», справа — звонница. На заднем плане — Архангельский собор (слева) и Успенский собор (справа).
Кремль Стены и башни Московского Кремля.
Пьетро Антонио Солари СОЛАРИ (Solari) Пьетро Антонио (Петр Фрязин) [после 1450, Милан (?) — 22 ноября 1493, Москва], итальянский архитектор. С 1490 работал в России.
Марко Руффо ФРЯЗИН (ошибочно Руффо) Марк, итальянский зодчий 15 в. По летописным данным, в 1487-91 работал в Москве.
Покровский Собор Храм Василия Блаженного. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в 1555-61 в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом.
Коломенское Джакомо Кваренги. «Вид села Коломенского». 1795 год. Третьяковская галерея.На рисунке хорошо виден знаменитый деревянный Коломенский дворец, не сохранившийся до настоящего времени.времени.
КоломенскоеЦерковь Вознесения в Коломенском.
КоломенскоеЦерковь Вознесения в Коломенском (после реставрации). 1999 г. Фото С. Миронова
КоломенскоеЦерковь иконы Казанской Божьей Матери.
Коломенское Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 или 1554 г.; архитектор-реставратор П. Д. Барановский). В некоторых чертах предвосхищает храм Василия Блаженного.Фото В. А. Резвина
Икона «Царь Царей»Иконописец А. Казанцев. Муром XVII век
Сергий РадонежскийИкона «Препо добный Сергий Радонеж ский». 18 в.
Феофан ГрекФеофан Грек. «Мельхиседек». Роспись.
Андрей Рублев АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 — первой трети 15 века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).
«Троица» А.РублеваАндрей Рублев. «Троица». 1420-е годы. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Третьяковская галерея.
Андрей РублевАндрей Рублев. «Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Начало 15 века. Третьяковская галерея.
Андрей РублевА. Рублев. «Голова ангела». Фрагмент росписи.
Дионисий ДИОНИСИЙ (ок. 1440-1505), русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III. Автор многочисленных икон, фресок и миниатюр, Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник.
ДионисийДионисий. «Распятие». 1500 год. Икона из Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря близ Вологды. Третьяковская галерея.
Дионисий Дионисий. «Митрополит Алексий с житием». Начало 16 века. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Третьяковская галерея.
Симон Ушаков УШАКОВ Симон Федорович (1626-1686), русский живописец и гравер. Произведения Ушакова (иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют переход от средневекового религиозного к светскому искусству. Трактат о живописи.
Симон УшаковС. Ф. Ушаков. «Спас Великий архиерей». 1656-57. Исторический музей. Москва.
Симон Ушаков С. Ф. Ушаков. «Богоматерь Владимирская — древо государства Российского». 1668 год. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Третьяковская галерея.
Итог урока Пережив тяжелую эпоху набегов и разорений, русский народ начал возрождать свою культуру. Она сохраняла самобытность и при этом впитывала влияние соседей Руси. Литература и изобразительное искусство ХIV-ХV! веков были проникнуты стремлением к высоким идеалам, мыслью о борьбе за освобождение Родины, укреплении могущества централизованного государства. В XVII веке в литературу, в церковное зодчество и живопись стали проникать светские элементы.