ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ8 КЛАСС Тема урока:«Памятники Отечественной войны 1812 года»Разработала учитель Агибаловской муниципальной средней общеобразовательной школы Зуева Е.Н.
Эпиграф к уроку: Память вечная вам, братья!Рать младая к вам объятьяПростирает в глубь земли:Нашу Русь вы нам спасли;В свой черед мы грудью встанем,В свой черед мы вас помянем!В.А. Жуковский
Цели урока: Повторить и закрепить фактический (событийный) материал: сражения, героизм через призму глубокого патриотизма русского народа.Вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.Способствовать формированию патриотических чувств через отношение к историческим событиям и памятникам.Формировать положительную мотивационную деятельность на уроке, путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика.
Ребята, мы уже изучили события войны 1812 года и знаем, что и на Смоленской земле, и повсюду, где доблестные наши соотечественники дали отпор врагам-французам, стоят памятники: “Первый памятник на Бородинском поле – Спасская церковь, усыпальница Тучковых. Сооружена на месте гибели А. А Тучкова по заказу его жены М. М Тучковой
“Памятник М. И. Кутузову в деревне Горки в районе командного пункта полководца”
“Памятник лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригаде”
Даже врагам нашим, на Бородинском поле есть памятник – “Мертвым “Великой армии
“Памятник в Смоленске, посвященный обороне Смоленска 4-6 августа 1812г. А.Адамини”
“Памятный знак “1812” в Ярцеве”
“Памятник в честь победы и освобождения Вязьмы в 1812 году”
Знаете ли вы, зачем ставятся памятники?
Чтобы сохранить память потомков к событиям и людям, внесшим вклад в историю нашей Родины, сохранить память потомков к историческому прошлому!Когда мы стоим у памятника мы вспоминаем исторические события и героев, но мы еще должны осмыслить то событие, определить его роль в истории, но не только в истории, а для себя тоже, т. е. почувствовать это событие. “Память – это: знание, осмысление, чувства”.
Прежде, чем мы обратимся к событиям, которые произошли в войне 1812г., нам надо пройти смоленскими дорогами (и старой и новой) вместе с русской армией, ее полководцами и генералами, партизанами. И постараться понять, что двигало людьми, которые, спасая Родину, жертвовали своей жизнью.
Реши тест 1.Подвиг дивизии Неверовского2. Бой у Королевского бастиона3. Разгром маршала Даву у Вязьмы 4. Атака Милорадовича у Дорогобужа 5. Бой у р. Вопь 6. Бои у Соловьевой переправы 7. Трехдневные бои под Красным
ОТВЕТЫ: 1. 2 августа 1812 г.2. 5 августа 1812 г.3. октября1812г.4. октябрь 1812г.5. 28 октября1812г.6. конец октября 1812г.7. 16-18 ноября 1812
Нормы оценок: 7- правильных ответов - “5”; 5-6 правильных ответов - “4”;3-4 правильных ответов - “3”;Меньше 3-х ответов -“2”.
По картинам художников, угадайте, кто из самых известных руководителей партизанских отрядов изображен. Дайте краткий комментарий его деятельности.
На экране Картина В. Верещагина “Не замай, дай подойти!”
Ответ: Семен Архипов. Возглавил партизанский отряд Краснинского уезда. Его отряд уничтожил более 1500 и взял в плен около 2000 французов. Схвачен в церкви, когда молился и расстрелян по приказанию Наполеона.
На экране “Карикатура на завоевателей”. Портрет работы художника А Смирнова. 1813.
Ответ: Василиса Кожина. Организовала отряд из женщин и подростков.
На экране “Партизан …..?”.”.
Ответ: Денис Давыдов. Автор “Дневника партизанских действий”. Первые партизанские рейды под д. Царево-Займище, под Вязьмой. Он писал: “Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа. Но и приноравливаться к нему в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, отпустил бороду”. Пожалуй, именно в таком виде, он и изображен на картине.
Наполеон отступает. Уже было Тарутино, Малоярославец, А на Смоленской земле - бои у Вязьмы, Дорогобужа… “Французская армия отступала и двигалась по направлению к Духовщине, а потом далее к Смоленску. Вице-король Италии Е. Богарне стал приближаться к реке Вопь. Тем временем казачий корпус М.И. Платова уже был готов к бою. Французы не смогли сразу перебраться на другой берег реки, т. к. мост был разрушен полностью.
Началось замешательство во французских войсках. А тем временем войска Платова открыли огонь. Французы бросили обозы и артиллерию и, боясь быть окруженными, начали переправу вброд. Однако часть казаков переправилась на другую сторону реки и начала теснить неприятеля с другой стороны. Корпус Богарне был в панике и нес огромнее потери. Богарне потерял более 2000 человек убитыми и 3500 ранеными, 87 пушек. Но генерал М. И. Платов, несмотря на свою победу, преследовал остатки корпуса и взял в плен еще более 100 человек, тем самым он лишил вице-короля Италии боеспособности.
Бегство Наполеона из России
Бегство Наполеона из России
Бегство Наполеона из России
Мы должны быть достойны “славы праотцов”, как сказал Кутузов, иначе... какими же мы войдем в историю и войдем ли? Война 1812 года напоминает нам, что надо беречь свою землю, В любой момент вставать на ее защиту, учит истинному патриотизму и долгу
Воскрешая в памяти народной исторический подвиг героев 1812 года, мы вновь испытываем гордость за землю, на которой родились и живем, за Смоленщину, за всю Россию.
Подведение итогов размышлений, формулировка выводов Что же спасло Россию?Что нового внес урок в понимание событий 1812 г.?Что-нибудь изменилось в вас самих?